В Латвии пообещали закончить более чем пятнадцатилетнюю работу по подсчету «ущерба от советской оккупации»
Министр юстиции Латвии Янис Борданс на днях провел встречу с членами комиссии Сейма по подсчетам «убытков, понесенных страной в ходе советской оккупации». «Советской оккупацией», напомним, здесь называют период после окончания Второй мировой войны и до 90-х годов ХХ века – момента выхода республики из состава Советского Союза.
Нынешние власти страны утверждают, что за это время государство понесло некий «весьма значительный ущерб», и требуют его компенсации. Однако факты доказывают, что дело обстоит как раз наоборот. Во время войны в Латвии было уничтожено более 5,5 тысяч различных промышленных зданий, среди которых единственная Кегумская ГЭС, разрушено 566 мостов, выведены из строя части железнодорожных путей общей протяженностью более 2,5 тысяч километров. Существенно пострадало сельское хозяйство.
Благодаря усилиям руководства СССР и входящих в его состав республик промышленность Латвии удалось восстановить уже к 1947 году. Примечательно, что именно в этой республике первой не только в Советском Союзе, но и среди всей антигитлеровской коалиции отменили карточную систему снабжения продуктами. Кроме того, в Латвии уже в 1946 году была создана Академия наук Латвийской ССР. Создавались учреждения культуры и образования, активно строились жилые здания. К моменту распада Советского Союза экономика Латвии оценивалась более, чем в 50 млрд долларов США.
Поэтому неудивительно, что подсчет «ущерба» оказался весьма сложной процедурой. Комиссия для этого была создана еще в 2005 году и до сих пор не представила каких-либо конкретных цифр и результатов своей деятельности, которая, кстати, финансируется из государственного бюджета.
Правда, с 2009 по 2013 год финансирование прекращалось из-за экономического кризиса, однако, как только возможность появилась – его возобновили.
В следующем году на подсчет «убытков» в бюджет заложено 100 тысяч евро. Об этом рассказал Борданс, призвав членов комиссии сделать 2022 год «решающим» в этом вопросе. Этих средств, по его мнению, должно хватить для того, чтобы завершить многолетний математический труд, который до сих пор остается «сизифовым».