Конечный потребитель не ощутит индексации тарифов «Транснефти»
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России утвердила индексацию тарифа «Транснефти» в 2022 году. Что это означает для конечного потребителя и как повышение стоимости прокачки сырья скажется на рынке, разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».
Пересмотр цен — обычный процесс
Повышение ставок естественной монополии считается обычной практикой и вряд ли повлечет за собой какое-либо влияние на рынок, сообщил изданию руководитель Аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.
«Обычно данное регулирование происходит с учетом инфляции за вычетом тарифов компании, чтобы в реальном выражении доходы бизнеса оставались неизменными и он мог осуществлять свою деятельность без потерь», — рассказывает Баженов.
Эксперт указывает на то, что даже при высоком уровне роста цен в стране в текущем году влияние индексации на конечного потребителя не окажется каким-то существенным. Оно происходит регулярно, и нынешнее увеличение не станет чем-то особенным.
«Это отразится только на стоимости транспортировки, которая выступает незначительной частью в формировании итоговой цены продукции, тогда как большее значение в данной формуле приходится на стоимость сырья, акцизы, экспортные пошлины и прочие составляющие», — отмечает эксперт.
По мнению специалиста, тарифы на поставки нефти обходятся слишком дешево, чтобы бизнес в принципе стал обращать на них внимание, а значит, и потребителю не следует переживать о каком-либо влиянии индексации ставок.
Прокачка обойдется дороже
Согласно приказу ФАС России, опубликованному на портале нормативно-правовой информации, ведомство утвердило индексацию тарифов на услуги «Транснефти» по транспортировке сырья по магистральным нефтепроводам в 2022 году на уровне 4,3%.
Ставка на осуществление поставок углеводородов была индексирована на уровне 99,9% от прогнозируемого министерством экономического развития уровня инфляции. Год назад Правительство РФ утвердило ежегодный рост тарифов монополии на десять лет по принципу инфляция минус 0,1%. Так, на 2021 год повышение ставок составило 3,59%.
Тариф на прокачку энергоносителей по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан в Китай и через порт Козьмино будет повышен с 2846,44 рубля до 2968,71 рубля за тонну без учета НДС. Для направления Заполярье — Пурпе ставка поднимется с 461,69 рубля до 481,52 рубля за тонну. А параметры для транспортировки нефти по магистрали Куюмба — Тайшет увеличатся с 733,95 рубля до 765,48 рубля за тонну.
Ограничения отражаются на результатах бизнеса
Среднесуточный объем поставок сырья по системе «Транснефти» в третьем квартале 2021 года увеличился на 1,1% по сравнению с уровнем второго квартала текущего года и на 6,1% по сравнению с показателем первого квартала нынешнего года.
Вследствие ограничения объемов добычи нефти в России, действующего с начала мая 2020 года, объемы транспортировки нефти остаются ниже аналогичных показателей предыдущих лет. Отставание относительно первых девяти месяцев 2020 года оценивается в 0,8%, тогда как в сравнении с аналогичным периодом допандемийного года расхождение составило 8,3%.
Поставки энергоносителей на российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) за три четверти нынешнего года выросли на 2,7% и достигли 181,3 млн тонн, тогда как за предыдущий квартал значение увеличилось на 8% и оценивалось в 62,7 млн тонн.
Транспортировка в страны дальнего зарубежья по итогам девяти месяцев 2021 года снизилась на 6,7% по сравнению с тремя кварталами прошлого года, а объем отправок в данном направлении в последнем отчетном квартале вырос на 9,1% по сравнению с тем же периодом предыдущего года.