В «Укроборонпроме» на Ан-178 для Вооруженных Сил Украины заказали двигатели из РФ
Несмотря на заявление генерального директора ДК "Укроборонпром" Юрия Гусева о 100% импортозамещении Ан-178, для него заказали российские двигатели.
Defense Express получил в свое распоряжение целый ряд документов ГП "Антонов", входящих в состав ДК "Укроборонпром", датированных 2021 годом. Они подтверждают заказ российских комплектующих для постройки трех военно-транспортных самолетов Ан-178-100Р (номера 007, 008 и 009), которые заказало Минобороны Украины, а также для опытного самолета Ан-178 (номер 001).
Речь идет о вспомогательных газотурбинных двигателях ТА18-100, разработанных и серийно производимых российской компанией "НПП "Аэросила". Эта компания фигурирует в перечне подсанкционных предприятий, принятый СНБО в 2017 году.
Соответствующий договор на закупку трех двигателей ТА18-100 для самолетов Ан-178-100Р на 816 тысяч евро был заключен с Aerogulf FZC в июне 2021 года, зарегистрированным в свободной экономической зоне аэропорта Шарджа в Объединенных Арабских Эмиратах.
Эта компания уже неоднократно фигурировала как поставщик российских деталей для "Антонова". Например, в 2020 году через нее прошло 4,16 млн долларов за аналогичные вспомогательные двигатели ТА-18-200-124 для "Русланов", которые тоже производятся на русском "Аэросила", соответствующий заказ доступен на Prozorro .
Кстати, еще в 2016 году ДП "Антонов" ремонтировал двигатели у компании с очень похожим названием – "Aerosila Gulf FZC", которая является центром сервисного обслуживания российской "Аэросили".
В то же время, сами двигатели, которые заказал "Антонов" в ОАЭ, должны быть поставлены итальянской компании Officine Meccaniche Irpine SrL (OMI srl). Именно эта компания в 2014 году, как раз с началом мировых санкций против Кремля, получила от НПП "Аэросила" лицензию на производство ТА18-100 в Италии.
В то же время на сайте итальянской компании никакого упоминания о производстве ТА18-100 нет, хотя сервис Importgenius демонстрирует активную закупку российских комплектующих для производства двигателей.
То есть для трех Ан-178-100Р (номера 007, 008, 009) ГП "Антонов" через ОАЭ закупает вспомогательные двигатели ТА18-100, сделанные из российских деталей, на которые, судя по всему, будет наклеена надпись "Made in Italy".
Еще страшнее ситуация с импортозамещением опытного Ан-178 (номер 001), который, если верить обещаниям Юрия Гусева , в качестве уже полностью импортозамещенного самолета должно подняться в небо к концу 2021 года.
"В настоящее время испытательная машина на 100% укомплектована необходимым оборудованием. Мы ожидаем, что уже к концу года первая испытательная импортозамещенная машина Ан-178 перейдет к испытаниям и совершит первый полет", — отметил Юрий Гусев на форуме "Большое строительство: Авиация. Туризм", который прошел 25 ноября этого года на территории аэропорта Борисполь.
Для того, чтобы укомплектовать пока единственный существующий Ан-178, пошли по пути каннибализма и разобрали Ан-132D. Но "магическим образом" превратили подержанные детали в совершенно новые.
В апреле 2021 года глава ГП "Антонов" Сергей Бычков распорядился разобрать Ан-132D, снять с него двигатель ТА18-100 и поставить на Ан-178. Ниже – сам документ.
С Aerogulf FZC с ОАЭ подписан договор о переработке этого двигателя под Ан-178 (номер 001) на 64,75 тыс. дол. Место поставки товара – снова Италия, но на этот раз аэропорт в Неаполе.
Согласно распоряжению, двигатель ТА18-100 №001А0816380 был демонтирован и подготовлен для отправки на завод-производитель. И остается вопрос, что именно подразумевается под "заводом-производителем" — еще итальянская компания, или сразу российская "Аэросила".
А после того, как на этом "на заводе-производителе" двигатель переделают — он должен получить "нулевую наработку и новый формуляр". То есть подержанный двигатель станет на бумаге совершенно новым. Это дополнительное условие было отдельно оговорено в переписке ДП "Антонов" с Aerogulf FZC и внесено в контракт.
Таким образом, ситуация вокруг "импортозамещения" Ан-178 выглядит классически для "эффективных-менеджеров" "Укроборонпрома". Вместо того чтобы найти замену российским деталям — находят обходные пути для того, чтобы продолжать покупать их.
Тем более, что та же российская "Аеросила" этим же ТА18-100 импортозамещает Honeywell RE220RJ на Superjet 100. То есть даже далеко ходить не надо в поиске продавца уже готовой и сертифицированной продукции.
В 2019 году история о закупке через те же Объединенные Арабские Эмираты высотомеров для экспортного контракта по ремонту Ан-26 для Казахстана и по его согласию, звучала из "каждого утюга" с эпитетами о "Свинарчуках".
Теперь же речь идет о российских двигателях на украинских самолетах от "Укроборонпрома" для Вооруженных Сил Украины.
Обновлено
Впоследствии, скорее всего, в ответ на эту публикацию, ГП "Антонов" сообщило, что вспомогательный газотурбинный двигатель для Ан-178-100Р (номер 001) ТА18-100, был приобретен у фирмы Aeromi International Ltd, которая тесно связана с российской "НПП "Аэросила".
Учитывая это, очень странным выглядит заявление ГП "Антонов", что "программа импортозамещения требовала большого объема научно-исследовательских работ, решения ряда дипломатических вопросов и расширения международного сотрудничества". Ибо вместо разработки собственного вспомогательного газотурбинного двигателя были найдены пути закупать двигатель ТА18-100, разработанный в РФ.