Имитация демократии по-молдавски
19 декабря крупнейший русскоязычный город Молдавии выбирал градоначальника. Пожалуй, эти выборы уже вошли в историю как самые скандальные. Возможно, в будущем историки напишут, что они стали началом конца для прозападного руководства страны. Расскажем, что происходило, и почему в Молдавии умерла демократия.
Начнём с того, что у избирателей отняли право выбора кандидата, которому они доверяют больше всех. 21 ноября состоялся первый тур выборов. Оппозиционный кандидат Марина Таубер заняла первое место, набрав 48% голосов. Был назначен второй тур. Разумеется, Кишинев не устроил этот результат. Второй по значимости город страны не может отойти в руки оппозиции. В итоге по решению ЦИК Таубер сняли с участия в выборах. Причиной назвали незадекларированные расходы в размере около 1,5 тысяч долларов. Дескать Таубер устроила раздачу еды малоимущим людям и в этом процессе где-то в толпе мелькнула символика её партии. Причём решение о неучастии Таубер в выборах было окончательно оглашено 5 декабря, аккурат утром дня проведения второго тура. Ну а дальше начался цирк.
Второй тур перенесли на 19 декабря. Но нужно было решить, чьи фамилии вписывать в бюллетень. Николай Григоришин, соратник Ренато Усатого (бывший мэр Бельц) набрал около 20%. Разумеется, он был рад решению ЦИК и с радостью принял решение о своём участии во втором туре. Чего не скажешь о его оппонентах. Кандидаты, занявшие второе, третье и четвертое место отказались участвовать в этих выборах, назвав их недемократичными. Причём в их списке был и представитель правящей партии PAS. Может уже и рядовые члены президентской партии понимают, что происходит и отказываются в этом участвовать?
Как бы там ни было, но конкурента Григоришину нашли. Им стал малоизвестный Николай Кирильчук, набравший в первом туре около 1,25% голосов и занявший пятое место. Вот с таким раскладом жители Бельц и подошли ко дню выборов. Их заставили выбрать между вторым и пятым местом. И они выбрали, но ногами. Общая явка на момент окончания голосования составила 10 209 человек или 9,98% от общей избирательной базы. Эти цифры являются антирекордом по явке за все годы существования независимой Молдавии. Разумеется, победил Григоришин. За него проголосовали около 7 200 человек. Что дальше?
Эти выборы уже создали опасный прецедент для Молдавии. Ранее в стране не снимали лидеров избирательной гонки по более надуманным предлогам. Зато в Кишиневе все довольны результатом. Очевидно, что с приходом к власти Майи Санду и её партии молдавская демократия захромала. Прозападное руководство страны не готово делиться властью с оппозицией и само развенчивает созданный вокруг себя миф о «честности, приверженности правде и борьбе с коррупцией». Своими делами они показывают, что лозунги о демократии и европейском пути остаются лишь на словах. На деле же все стали свидетелями очередного торжества диктатуры под оберткой демократии.