Австралийско-китайский спор и цены на уголь
В апреле 2020 года премьер-министр Австралии Скотт Моррисон начал попытки объяснить источники эпидемии коронавируса, — источником которой является китайская провинция Ухань. В ответ Китай ограничил импорт австралийской говядины, ячменя, вина, сахара, древесины, меди, омаров и угля
Ранее австралийско-китайские отношения были осложнены сокращением Австралией китайских инвестиций в энергетику и сети 5G. Однако на торговлю они никак не повлияли. Цена на уголь в апреле 2020 года в портах ARA (Амстердам, Роттердам, Антверпен) составляла около 50 долларов за тонну. Годом позже она составляла около 70 долларов за тонну в портах ARA и более 90 долларов в Южной Африке — Ричардс-Бей. Как потом выяснилось, рекорд должен был быть побит позже.
На графике показаны цены на уголь за последние три года.
Китай имеет огромный спрос на уголь, а Австралия была важным экспортером «черного золота» в Поднебесную, поэтому начались поиски источника, отличного от Антиподов. Изначально ничего необычного не произошло, но то, что произошло потом с ценой на уголь, превзошло все ожидания.
Конечно, цены на уголь определяются не только китайско-австралийскими отношениями. Забастовки шахтеров в Южной Африке и Венесуэле, наводнения в Китае, во время которых были затоплены шахты, подъездные дороги и многие другие факторы также могли иметь большое значение. В этом анализе, однако, сосредоточимся на истории отношений Пекин-Канберра и их влияние на цену рассматриваемого сырья.
В первой половине 2020 года ничего тревожного не произошло. В портах ARA цена на уголь колебалась в районе 50 долларов за тонну. В декабре она превышала 60 долларов, а в апреле 2021 года — более 70 долларов. В то же время Китай не ослабил свои санкции, несмотря на подписание соглашения о всеобъемлющем экономическом партнерстве (RCEP) с Австралией и другими странами, а австралийским угольным судам по-прежнему запрещали разгрузку в китайских портах. Зима 2020 года оказалась суровой, Китай закупал у других поставщиков, в основном из Индонезии, Филиппин и Колумбии. Импорт уже много лет является рекордным. Так что цены на сырье в мире начали расти.
В течение многих лет мы также можем наблюдать тенденцию декарбонизации в Европе и в мире, которая, среди прочего, привела к снижению добычи. Это также увеличивает цену на уголь. Чаша горечи наполнилась еще карантином и инфляцией. Однако основная причина, которая подпитывала весь процесс, заключалась в том, что Китай обратился к странам, поставлявшим в Европу уголь. На сайте CNBC можно найти информацию о том, что в октябре импорт угля в Китай увеличился вдвое по сравнению с прошлым годом. Причиной в данном случае могло стать закрытие 60 шахт в китайской провинции Шаньси. Однако, если бы уголь по-прежнему импортировался из Австралии, цена была бы намного ниже.
В портах ARA 5 октября 2021 года уголь достиг рекордной цены — 274,5 доллара за тонну. Однако позже мы увидели падение цен. Причина — снижение цен на уголь Китаем, где была рекордная добыча. Однако цена все равно выше, чем в прошлом году. По состоянию на 15 декабря цена на уголь, по данным ARA, составляет 135 долларов. Год назад он составлял 65,8 доллара за тонну. Как это ни парадоксально, Австралия извлекла выгоду из всей неразберихи, заработав деньги на росте цен на уголь. Те страны, которым приходится импортировать сырье, в том числе Польша, которая импортировала 6,23 миллиона тонн в первой половине 2021 года, в том числе из России, проиграли.
Цены на сырье, конечно, зависят от многих факторов, в том числе от мировых событий. Поэтому стоит следить за отношениями Китая с другими странами, поскольку они могут иметь ключевое значение для мировой экономики. Также не исключено, что снижение цен на уголь будет невозможно без урегулирования австралийско-китайских отношений в этом вопросе. Стоит помнить, что это только начало отопительного сезона и неизвестно, как будут себя вести цены на отопительное сырье. Помимо мировых событий, многое также может зависеть от погоды …