Конец «великой дружбы»? Украина грозится засудить Польшу
Киев готовится обжаловать действия Польши в торговом арбитраже. Об этом заявила вице-премьер-министр Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина. Предметом судебных разбирательств станет дискриминация украинских автотранспортных перевозчиков — с 2019 года они испытывают острую нехватку лицензий для пересечения государственной границы Польши.
Перевозки грузов между Украиной и Польшей (или транзитом через их территорию) осуществляются на основании специальных разрешений, которые выдаются государственными органами этих стран. Сама система работает уже много лет, но во времена Порошенко она дала серьезный сбой. Если в 2018 году украинская сторона получила от Варшавы 260 тысяч разрешений, то в 2019 году — только 160 тысяч.
Эффект от резкого снижения квот Незалежная почувствовала в сентябре.
Дальнобойщики даже организовали митинг под стенами Кабинета министров с требованием добиться от поляков дополнительных разрешений.
К тому времени Украина почти исчерпала все выданные лицензии (остатки роскоши распределялись в ручном режиме).
«Я считаю, что это на самом деле экономический геноцид и откровенное издевательство над украинской экономикой. Это душит нашу торговлю с Европейским союзом. (…) Мы считаем, что это не двусторонний вопрос, это вопрос сознательного ущерба нашим экономическим отношениям с Европейским союзом», — заявлял заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства, торговый представитель Украины Тарас Качка.
Такую же позицию занимал бывший министр инфраструктуры Владимир Омелян, который покинул свой пост 29 августа 2019 года.
Перед этим он не только возмущался действиями Польши, но и собирался привлечь ее к ответственности.
«Я надеюсь, что в ходе запланированной встречи президента Украины с президентом Польши в начале сентября этот вопрос будет поднят, а интересы украинских автоперевозчиков будут защищены, — говорил Омелян незадолго до отставки. — Если это не подействует, мы готовы обращаться в Еврокомиссию, поскольку такими односторонними действиями польская сторона нарушает Соглашение об ассоциации Украины с Европейским союзом».
С горем пополам Киеву удалось получить от поляков «подачку» в виде пяти тысяч дополнительных разрешений. Параллельно шли переговоры о системе квот на 2020 год.
Министерство инфраструктуры Украины настаивало на увеличении количества лицензий до 200 тысяч, но уговорить Польшу не вышло.
Украина с поражением не смирилась. «Через неделю специально еду в Польшу по этому вопросу. Встречусь с министром инфраструктуры Польши Анджеем Адамчиком. По этому вопросу у нас есть поддержка в Беларуси, и, думаю, нам удастся сдвинуть с места этот вопрос», — говорил в феврале 2020 года тогдашний министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий.
Вице-премьер Дмитрий Кулеба призывал Варшаву пойти на уступки за то, что Киев позволил польским специалистам возобновить поисково-эксгумационные работы на территории Украины.
МИД Польши ответил, что «не принимает принципов торговли в вопросе исторического наследия».
В итоге количество разрешений для украинских перевозчиков на 2021 год осталось неизменным: 160 тысяч. Теперь Зе-команда всеми силами старается показать, что ее терпение лопнуло.
«На саммите Украина — ЕС президент Зеленский официально обратился в Европейскую комиссию, чтобы они стали фасилитаторами нашего спора с Польшей. Однако если прогресса здесь не будет, то мы готовы уже в январе обратиться в арбитраж, как это прописано в Соглашении об ассоциации. Соответствующие документы и расчеты уже собраны», — пригрозила вице-премьер Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина.
Такими угрозами поляков, конечно, не запугать. В последнее время они вообще весьма фривольно относятся к выполнению судебных решений, которые выносятся за пределами их национальной юрисдикции.
Варшава, к примеру, отказывается выплачивать компенсации за добычу угля на шахте «Туров», которую Еврокомиссией велено вывести из эксплуатации. По этому вопросу Польша заняла недвусмысленную позицию: никто не имеет права подрывать ее энергетическую безопасность.
Но помимо жалобы в Еврокомиссию Украина преподнесла соседям еще один неприятный сюрприз.
Издание Rzeczpospolita сообщает о проблемах с транзитом в Польшу поездов из Китая. В частности, под раздачу попала компания PKP LHSО, которая возит через Украину по железной дороге товары из четырех китайских провинций и Кореи. У Зеленского, конечно, не подтверждают эту новость (как и ее связь с польско-украинскими переговорами по автотранспортным перевозкам).
Но для Rzeczpospolita ситуация очевидна: Киев шантажирует Варшаву, требуя увеличить количество разрешений для дальнобойщиков на 2022 год.
Что мешает Польше удовлетворить украинские «хотелки»? Один из главных аргументов состоит в том, что пограничная инфраструктура якобы не выдержит крупного потока большегрузов. Но более правдоподобным кажется другое объяснение: поляки просто защищают свой внутренний рынок от конкуренции со стороны украинских производителей.
«Нынешняя проблема с международными перевозками — еще одно подтверждение, что либеральный рынок и свободная торговля с ЕС — сказка для бедных, которая не имеет никакого отношения к действительности.
Рассчитывать на то, что Евросоюз добровольно даст Украине увеличенные квоты, новые разрешения на перевозки, отменит нетарифные ограничения, не приходится.
Правительство должно жестко отстаивать интересы украинских компаний, иначе украинцы будут и дальше уезжать на заработки за границу», — отмечает заместитель главы комитета Верховной рады по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский.
Самое забавное, что на белорусском направлении Украина с такой проблемой не сталкивается. Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что в феврале прошлого года представители Киева и Минска договорились о полной либерализации международных автотранспортных перевозок — «разрешительную» систему вообще упразднили. Аналогичные договоренности с Польшей даже не обсуждаются.
На словах, конечно, Варшава горячо поддерживает европейские устремления Украины (как и ее «священную» борьбу с Россией).
Но когда дело доходит до конкретных торгово-экономических вопросов, хваленая польская солидарность куда-то испаряется.
Как показывает практика, даже с «последним диктатором Европы» Зеленскому договариваться куда проще, чем с «западными союзниками».
Алексей Ильяшевич