Экономика Польши не сможет восстановиться до 2023 года, а разрыв с «Газпромом» принесёт финансовые убытки в будущем
Польские политики ограничивали российскую компанию каким-то бессмысленными преградами, разрешали прокачивать лишь 50% от пропускной способности трубы Ямал-Европа, «Газпром» платил даже штраф буквально ни за что. А теперь диверсификация поставок лишила возможности оказывать политическое давление на газового поставщика и это рассматривается как позитивный момент.
Журнал Forbes со ссылкой на Блумберг пишет о том, что высокие цены на газ сохранятся вплоть до 2023 года. Утверждается, что трейдеры не станут сильно снижать устоявшуюся рыночную стоимость газа, иначе это будет выглядеть как вмешательство в свободную торговлю. Следовательно если озвучиваются такие настроения, то польская экономика, которая итак отстранена от доступа к финансированию из еврофондов — не сможет выполнить требования еврокомиссаров о закрытии польских угольных шахт, нечем восполнить финансовые потери.
Если политики не выполнят требование ЕС о закрытии угольной энергогенерации, которая в Польше нужна для выработки более чем 65% от всего электричества в республике, то польские товары могут быть недопущены на европейские рынки, т.к. они сделаны с «нарушением экологических норм». Вот такие меры экологического «регулирования» предлагается внедрить в Евросоюзе. Это явно противоречит принципам свободного рынка.
Вообще если быть честным, то за те десятилетия, что они проводят внешнее управление над Польшей — там должны были сделать хоть что-то в энергетике, а то им как при СССР Россия построила, так и топят до сих пор дома и свет получают. Многоэтажные дома углём отапливаются в средних и небольших городах, просто всё это даёт много дыма зимой. Почему Европа все эти десятилетия никак не улучшала польскую экономику?
И вот теперь еврокомиссары говорят, что Польша должна закрыть устаревшую энергетическую отрасль, оброк какой-то непонятный присудили за то, что Польша добывает уголь рядом с границей Чехии на территории, которая была отобрана у Чехословакии в 1938 году. А за некоторые непослушания — так и вообще тоже назначили ежесуточный штраф, пока не выполнят политические требования еврокомиссариата. Европа управляет жёсткой рукой, не то что СССР строил там всё.
Так вот если по данным Forbes действительно до 2023 года сохранится текущая цена на газ и электричество ещё и подорожает, то после запуска «Северного потока 2» цена не сильно снизится — на 10-17%, значительно понизить стоимость газа точно не получится, есть другие газовые рынки и они развиваются — это ключевой фактор, а предложений не так много, как кажется.
Что даёт СП-2 каждый знает, Россия сразу может отказаться от неблагонадёжных маршрутов вроде украинского и польского, откуда постоянно какие-то непонятные претензии и требования. У этих республик не получится проводить так называемый «технический отбор» российского газа для для «технических нужд» и соответственно придётся пересмотреть многие схемы обеспечения предприятий газом. В долгосрочной перспективе это будет серьёзной экономической потерей.
Фактически против польской экономики играют 7 важнейших факторов:
- Отключение от Европейского финансирования в самый трудный для экономики момент.
- Закрытие на территории Польши большого количества филиалов иностранных компаний и особенно немецких и французских.
- Ежедневные штрафы за разные экономические и политические аспекты.
- Настойчивое требование закрыть угольные шахты.
- Утверждение экспертов известных журналов о сохранении текущей стоимости газа до 2023 года.
- Прекращение использования Россией польского сегмента трубы для прокачки дополнительных объемов.
- Возможное прекращение использование польского сегмента газовой трубы «Газпромом» для обеспечения поставок топлива в Европу.
ВВП Польши почти 600 млрд. долларов, а они не могут себе до сих пор сделать более современную энергетику с использованием газа, значит не все деньги достаются Польше.
Разрыв торгово-экономических отношений с Россией принёс финансовые убытки конечно в большей степени Польше, потеряв российский рынок, польские товары оказались не нужны на европейских площадках, там и своих хватает. Мало того, польских производителей стали вытеснять с собственного-же рынка иностранные концерны, которые имеют большую поддержку от своего государства, а польский бюджет субсидии просто не потянет.