Стратегия Украины по противостоянию России и соотношение сил ВВС двух стран
Украинские официальные лица продолжают предупреждать, что Россия может оказаться всего в нескольких неделях от начала новой крупной военной интервенции против их страны, поэтому относительная военная мощь двух стран в настоящее время находится под пристальным вниманием западных экспертов. Если Москва начнет новое наступление против своего соседа, то ей, вероятно, потребуется примерно 175 000 военнослужащих наземных сил, которые, как ожидается, будут развернуты в регионе. Но Россия не стала бы предпринимать каких-либо серьезных военных действий без широкого использования авиации. Имея это в виду, сейчас есть отличная возможность подробно изучить соответствующие авиационные активы, которые могут быть задействованы Россией и Украиной в регионе, и сравнить их возможности.
Активы военной авиации России. Вооруженные силы России организованы в рамках пяти военных округов, которые представляют собой административные организации, основанные на географических территориях, каждый со штабом, который управляет воинскими формированиями, базирующимися в этом регионе. В наихудшем сценарии нового российского вмешательства, как обрисовала украинская военная разведка в ноябре, российские войска пересекут украинскую границу с востока и атакуют через аннексированный Крым на юге, а также начнут морскую атаку на Одессу. Также возможно нападение из Беларуси на севере, но с участием войск, которые еще не прибыли в регион. Тем не менее, любой такой план, скорее всего, будет включать в себя сухопутные силы и авиацию из двух отдельных военных округов.
Большая часть приграничных территорий России с Украиной, а также критические границы с государствами-членами НАТО, такими как Польша, Эстония, Латвия и Литва, находятся под военной ответственностью Западного военного округа (ЗВО). Неудивительно, что это самое важное территориальное командование России, оно также охватывает Москву и Санкт-Петербург, промышленные районы и сильно милитаризованный Калининградский эксклав.
Помимо подразделений ВКС России в западном регионе, ЗВО отвечает за Сухопутные войска России в этом регионе, а также за весь Балтийский флот, который также включает собственные авиационные подразделения. В случае полномасштабной войны ЗВОтакже перейдет под контроль соответствующих подразделений Федеральной службы национальной гвардии (Росгвардии), пограничных войск Федеральной службы безопасности (ФСБ) и Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС).
Обладая ответственностью за оборону Москвы и Санкт-Петербурга, ЗВО имеет самое мощное наземное средство противовоздушной обороны в России с защитными зонами вокруг этих городов, а также Калининграда. Эти системы ПВО могут противостоять как самолетам и крылатым ракетам, так и тактическим и даже — в случае столичного региона России — в ограниченной степени стратегическим баллистическим ракетам .
Подразделения ВКС, входящие в ЗВО, находятся в подчинении 6-й армии ВВС и ПВО, которая возникла только в 2015 году. 6 армия ВВС-ПВО решает, прежде всего, стратегические задачи в области противовоздушной обороны, а также действует в тесном взаимодействии с российскими Сухопутными войсками.
В составе 6 ВВС ПВО имеется единое сводное подразделение, 105-я составная авиационная дивизия (105 САД), в которую входят все истребители и ударная авиация ЗВО, а также отдельный составной транспортный полк, миссии связи. Компонент армейской авиации имеет одну бригаду и два полка, всего 10 вертолетных эскадрилий, включая части, способные выполнять атакующие, воздушно-штурмовые и транспортные задачи. Хотя некоторые из этих объектов находятся дальше от границы с Украиной, они все же могут отправлять самолеты для боевых действий и могут перебрасывать на Украину свои активы: Курск-Халино: 14-й истребительный авиационный полк 105 САД имеет две эскадрильи, обе на двухместных Су-30СМ. Номинальная численность полка составляет 24 Су-30СМ, заменившие 30 истребителей МиГ-29СМТ/UB Fulcrum, которые были включены в состав ВКС после отказа от экспортного заказчика из Алжира. Воронеж: возможности тактического бомбардировщика 105-й САД связаны с 47-м БАП, у которого есть две эскадрильи бомбардировщиков Су-34 Fullbacks в Воронеже. Полк получил 24 Су-34 для замены своего бывшего парка Су-24М, и полк одними из первых отправился в Сирию для ведения боевых действий. 47 БАП имеет обширный боевой опыт в доставке высокоточных боеприпасов класса «воздух-земля», включая бомбы с лазерным и телеуправлением, а также ракеты и бомбы со спутниковым наведением, используемые в Сирии. Бесовец: 159-й ИАП входит в состав 105-й смешанной авиационной дивизии и включает в себя две эскадрильи на одноместных многоцелевых истребителях Су-35С. В полку имеется 24 самолета Су-35С, пришедших на смену Су-27П предыдущего поколения и несколько модернизированных Су-27СМ. Таким образом, подразделение отражает более широкую программу переоборудования, в рамках которой были добавлены новые истребители с более современными возможностями, включая многоцелевые возможности, высокоточные боеприпасы и улучшенную авионику и системы навигации / нападения. Хотилово: Еще один полк 105 САД, 790 ИАП, имеет три истребительные эскадрильи, которые летают на самолетах Су-35С и перехватчиках МиГ-31БМ. Это был второй полк ОМУ, получивший Су-35С после подразделения в Бесовце, снова заменивший прежний парк самолетов Су-27П/СМ/УБ. Помимо 12 Су-35С, входящих в состав одной эскадрильи, две другие эскадрильи из 790 ИАП имеют в общей сложности 24 модернизированных перехватчика МиГ-31БМ. Они обеспечивают ОМУ значительными возможностями противовоздушной обороны большой дальности, в том числе способностью поражать низколетящие крылатые ракеты, которыми Украина в настоящее время не обладает. Шаталово: Одна из двух частей прямого подчинения, 4 ОРАЭ — это специальная разведывательная эскадрилья от шести до восьми самолетов Су-24МР, а также меньшее количество двухдвигательных турбовинтовых Ан-30, используемых для фотосъемки. Тот факт, что только одна эскадрилья отвечает за все тактические разведывательные самолеты в составе WMD, возможно, удивителен, но во время реального конфликта средства, вероятно, будут переброшены в регион из других мест в России. Санкт-Петербург-Левашово: Еще одно подразделение прямого подчинения, 33 ОТСАП — это отдельный сводный авиационный полк с двумя сводными транспортными эскадрильями на этих двух базах, Левашово под Санкт-Петербургом и Семязино к востоку от Москвы. Они эксплуатируют самые разные самолеты Ан-26, Ан-12, Ан-72, Ту-134, Ан-148, L-410, Ми-8 и Ми-26.
Армейская авиация ЗВО. Остров: Часть армейской авиации WMD, 15-я армейская авиационная бригада имеет две эскадрильи ударных вертолетов с вертолетами Ка-52 Hokum и Ми-28Н/UB Havoc, две эскадрильи штурмовых транспортных с Ми-8МТВ-5-1 Hips, а также отряд тяжелых транспортных вертолетов Ми-26 Halo, которые в совокупности обеспечивают значительные возможности для нанесения ударов с воздуха. Вязьма: На этой базе размещается 440 ОВП армейской авиации, второй из двух отдельных вертолетных полков. В состав входят две ударные (Ка-52 и Ми-24П) эскадрильи и одна штурмовая транспортная эскадрилья (Ми-8МТВ-5-1), а также отряд радиоэлектронной борьбы (РЭБ), последний оснащен Ми-8МТПР-1. Несмотря на то, что имеется немного средств РЭБ масштабные операции радиоэлектронной борьбы были характерной чертой недавних российских кампаний на Ближнем Востоке и, как ожидается, будут активно использоваться в новом наступлении на Украине. Пушкин и Прибылово: эти две базы вместе поддерживают 549 ОВП, один из двух независимых вертолетных полков ОМУ. Это формирование армейской авиации состоит из одной ударной, одной штурмовой транспортной и одной сводной (оснащенной как ударными, так и штурмовыми транспортными вертолетами) эскадрильи. Между ними летают Ми-24П и Ми-35М Hind, Ми-28Н/УБ и Ми-8МТВ-2/МТВ-5-1.
Примечательно, как мало тактических ударных средств. Передовой — 47 БАП с его Су-34, базирующимися в Воронеже. Если начнутся наступательные операции над Украиной, вполне вероятно, что они будут дополнены дополнительными подразделениями Су-24 и Су-34, развернутыми с других баз в России. В то же время переход на многоцелевые Су-35С и Су-30СМ означает, что эти истребители все больше и больше могут выполнять задачи класса «воздух-земля».
Одним из типов самолетов, который «отсутствует», является штурмовик Су-25 Frogfoot, широко использовавшийся в Сирии. Раньше заявлялось о планах создать штурмовой полк с Су-25 в Бутурлиновке, но этого так и не произошло. Однако, опять же, Су-25 из других регионов России, вероятно, будут задействованы для поддержки потенциальных операций над Украиной.
В свою пользу 6-А ВВС ПВО включает в себя одни из наиболее подготовленных подразделений ВКС с регулярными боевыми стрельбами в регионе, в том числе крупномасштабные маневры Запад-21, которые прошли в начале этого года и в которых участвовало около 80 самолетов и вертолетов. . Кроме того, по словам министра обороны России Сергея Шойгу, в ходе длительной военной кампании России в Сирии значительная часть летчиков — как сообщается, более 90 процентов — участвовала в боевых действиях, причем некоторые из наиболее опытных пилотов совершили более 400 боевых вылетов. Тем не менее, следует отметить, что большая часть опыта в сценариях «воздух-земля» — будь то во время обучения или во время сирийской кампании — была получена при использовании неуправляемых бомб и ракет, а также артиллерийского огня с ограниченным применением. управляемых ракет класса «воздух-поверхность» или бомб.
Важной особенностью является наличие частей армейской авиации, которые будут иметь решающее значение для поддержки любого вида наземной кампании. В целом, армейская авиация за последние годы значительно расширилась. В конце 2013 года, например, было четыре или пять передовых эскадрилий, а с тех пор их число увеличилось до 10, которые отвечают за парк из 180–200 вертолетов. В частности, эти подразделения могут нанести значительный урон, имея не менее пяти эскадрилий ударных вертолетов, еще четыре эскадрильи с вооруженными штурмовыми транспортными винтокрылами и составную эскадрилью, которая управляет смешанным флотом ударных и штурмовых транспортных вертолетов. Они используют самое современное оборудование, в том числе ударные вертолеты Ка-52, Ми-28Н/УБ и Ми-35М, которые могут работать в ночное время и в сложных погодных условиях и оснащены противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР).
Что касается транспортных средств с неподвижным крылом, то имеются лишь ограниченные возможности с небольшим количеством устаревших транспортных средств Ан-26 и Ан-12БК, доступных для перевозок грузов и войск. Тем не менее, больше транспортных возможностей можно получить из различных подразделений Транспортной авиации, отдельного подразделения ВКС, все базы которого расположены дальше на восток. То же самое относится к средствам дозаправки в воздухе. Вместо этого любые возможности для дозаправки в воздухе должны быть предоставлены Дальней авиацией.
Южный военный округ. Некоторые авиационные подразделения Южного военного округа (ЮВО) также потенциально могут сыграть роль в украинском уравнении. Воздушные силы этого командования находятся в ведении 4-й армии ВВС и ПВО или 4-й ВВС ПВО. Именно подразделения 4 армии ВВС ПВО приняли на себя основную тяжесть боевых действий в Чечне в 1990-х и начале 2000-х годов, позже участвовали в войне с Грузией в 2008 году и, что наиболее важно для данного анализа, участвовали в захвате Крыма в 2014 году. По этой причине элементы 4 армии ВВС ПВО остаются в высокой готовности на случай эскалации конфликта с Украиной.
По сравнению с Западным округом ударные компоненты несколько сильнее: два полка тактических бомбардировщиков Су-24/Су-34, два полка штурмовиков Су-25, а также бригада и два полка вертолетов армейской авиации. При этом отсутствуют перехватчики МиГ-31. После аннексии Крыма на этой территории сформирована новая сводная дивизия с тремя авиационными полками. Это 27-я смешанная авиационная дивизия (27 САД), штаб-квартира которой расположена в г. Бельбек, Крым. 27 САД состоит из летающих частей на следующих базах: Гвардейское: здесь находится 37-й сводный авиационный полк (37 САП), он состоит из двух эскадрилий: бомбардировочной части с Су-24М и штурмовой части с модернизированными самолетами Су-25СМ. Бельбек: 38-й истребительный авиационный полк (38 ИАП) на этой базе имеет две истребительные эскадрильи. Первый из них оснащен истребителями Су-27СМ, второй — истребителями Су-27СМ3 и Су-30М2. Джанкой: Винтокрылый полк в Крыму — это 39-й вертолетный полк (39 ВП), который получил одну эскадрилью с Ка-52, второй с вертолетами Ми-28Н и Ми-35М, а третий с Ми-8АМТШ.
Дополнительные возможности для нанесения ударов обеспечивает ВМФ России, который имеет 43-й отдельный морской штурмовой авиационный полк (43 ОМШАП), дислоцированный в Саках в Крыму. Этот полк летает на 12 Су-30СМ, 6 Су-24М и 6 Су-24МР и стал известен во время нескольких столкновений с силами НАТО в Черном море в начале этого года.
В то время как подразделения ЮВО могут быть немедленно задействованы в потенциальном конфликте на Украине из-за их расположения в Крыму, у ЮВО есть и другие авиационные подразделения, к которым оно также может обращаться. Некоторые из них базируются за пределами России, в Армении, но следующие в России: Крымск: часть 1-й смешанной авиационной дивизии (1 САД), 3-го смешанного авиационного полка (3 САП) в Крымске имеет две эскадрильи истребителей Су-27СМ (3) и несколько учебных самолетов Су-30М2, одну эскадрилью несамоходных самолетов. модернизированные Су-27, а также отряд вертолетов Ка-27. Миллерово: Также под 1 САД находится 31 ИАП в Миллерово. Ранее эксплуатировавший МиГ-29, он был модернизирован до Су-30СМ, в общей сложности 24 самолета разделены между двумя эскадрильями. Эта база, расположенная менее чем в 20 миляхот границы с Украиной, участвовала в боевых действиях на Донбассе в 2014 году. Буденновск: 368-й штурмовой авиационный полк (368 ШАП) в составе 1-й САД является многолетним оператором Су-25, летал этим типом в Афганистане в 1980-х годах. После переброски одной эскадрильи Frogfoot в Гвардейское в Крыму в ней теперь есть две эскадрильи с модернизированными самолетами Су-25СМ и Су-25СМ3. Морозовск: Последним из 1-го полка является 559-й бомбардировочный авиационный полк, который имеет три эскадрильи с 36 самолетами Су-34, что делает его одним из самых мощных тактических бомбардировщиков во всей ВКС. Это еще одно подразделение, имеющее значительный опыт в сирийской кампании. Мариновка: В Мариновке под Волгоградом размещается 11-й составной авиационный полк (11 САП), летающий на Су-24М и Су-24МР. Приморско-Ахтарск: Еще одна часть Су-25 находится в Приморско-Ахтарске, 960-й штурмовой авиационный полк (960 ШАП) воевал в Чечне и в Грузии. Ростов-на-Дону: средства транспортной авиации СМД находятся в составе 30-го отдельного транспортного составного авиационного полка (30 ОТСАП) в Ростове-на-Дону. Он имеет смешанный парк самолетов (самолеты Ан-12 и Ан-26, а также меньшее количество Ан-148, Ил-22, L-410 и Ту-134), а также вертолетную эскадрилью с десяток вертолетов Ми-8 и Ми-26.
Армейская авиация Южного округа. Подразделения армейской авиации в SMD следуют очень похожей схеме, что и их коллеги в WMD. В Зернограде находится отдельная бригада 16-й армейской авиационной бригады (16 ЗА) с двумя эскадрильями транспортных вертолетов Ми-8, двумя эскадрильями ударных вертолетов Ми-28Н и Ми-35М и отрядом тяжелых Ми-26. транспортные вертолеты. Затем есть еще два самостоятельных полка армейской авиации. Это 55-й отдельный вертолетный полк (55 ОВП) в Кореновске с эскадрильей транспортных вертолетов Ми-8АМТШ, эскадрильей ударных вертолетов Ми-28Н и Ми-35М, а также эскадрильей ударных вертолетов Ка-52 и 487 ОВП, в Буденновске — транспортная эскадрилья с вертолетами Ми-8АМТШ и Ми-8МТВ-5 и две боевые эскадрильи с Ми-24, Ми-28Н и Ми-35М.
Активы украинской военной авиации. На фоне мощи ЗВО и ЮВО, не говоря уже о других базирующихся в России частях ВКС, которые могут их поддержать, авиация Украины может показаться совершенно несоответствующей современным требованиям. Хотя западные источники называют ВВС Украины седьмыми по величине военно-воздушными силами Европы, их количество по-прежнему составляет примерно 200 самолетов всех типов — по сравнению с примерно 1500 боевыми самолетами российских ВВС. Кроме того, большая часть парка украинских ВВС состоит из самолетов советской эпохи. Хотя для решения проблем устаревания были запущены программы по модернизации самолетов, они дали неоднозначные результаты. С другой стороны, есть обширные запасы запасных частей и самолетов, которые можно вернуть в эксплуатацию, а также опытные местные предприятия по ремонту и техническому обслуживанию, и Украина прилагает усилия для укрепления своих возможностей с начала боевых действий в 2014 году. Около 50 истребителей МиГ-29 уцелели, и они закреплены за двумя полками: 40-й тактической авиационной бригадой (40 брТА) в Василькове и 114-й брТА в Ивано/Франковске. Приблизительно 32 Су-27 выживают с еще двумя полками, в 831 БрТА в Миргороде и 39 БрТА в Озерном. На единственной украинской базе, Староконстантинове, находится сокращающееся количество Су-24М и Су-24МР, возможно, всего около дюжины, приписанных к 7 БРТА. На ней же сейчас находятся вооруженные беспилотные летательные аппараты Bayraktar TB2 турецкого производства, которые недавно принимали участие в боевых действиях на востоке страны.
ВВС Украины по-прежнему эксплуатирует Су-25 с 299 БРТА на авиабазе Кульбакино под Николаевом. Уцелевшие самолеты были модернизированы новым навигационным оборудованием, а после боевых действий на Донбассе были добавлены ракетные пусковые установки, во время которых Су-25 были временно переброшены в международный аэропорт Днепропетровска. Пять Су-25 были потеряны в ходе боев в 2014 году, но их заменили вернувшимися в строй самолетами со склада.
Транспортные активы НПС сосредоточены в 25-й транспортной авиационной бригаде (25 ТББ) в Мелитополе, в которую входят Ан-26, а также около семи авиалайнеров Ил-76МД Candid, которые обеспечивают значительные возможности по воздушным перевозкам, в том числе возможность доставлять десантников и сбрасываемые грузы.
В отличие от своего российского аналога, украинская армейская авиация — это отдельная ветвь, а не часть ВВС. Она опирается почти исключительно на более старые версии Ми-8 и Ми-24, в настоящее время в которых задействовано около 50 HIP и 30 или более Ми-24.
ВМС Украины долгое время предоставляли лишь условные силы, базирующиеся в Кульбакино и в значительной степени оптимизированные для прибрежных морских работ. Однако в начале этого года ВВС начали получать беспилотники Bayraktar TB2.
Авиация вопреки всему?
На бумаге имеющаяся авиация Украины вряд ли может сравниться с одним российским военным округом, не говоря уже о ВКС в целом. Однако Украина получила ценный боевой опыт в результате конфликта на востоке страны. Украинские летчики осведомлены об угрозе, которую представляют переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) и другие системы ПВО, которые использовались пророссийскими силами во время той кампании. Но еще в 2014 году угроза, исходящая от зенитно-ракетных комплексов малой дальности, фактически остановила ВВС Украины и украинскую армейскую авиацию, и с тех пор Киев неохотно размещает значительные авиационные средства в восточном регионе Донбасса.
В то же время масштабы российского «зонтика» наземной ПВО таковы, что с передовым развертыванием дополнительных средств — что обычно практикуется — они могут проникнуть далеко на территорию Украины даже с российской стороны границы, создавая «санированную» зону, в которой противодействие воздушным операциям было бы практически невозможно. Все это будет дополнительно обеспечено наличием самолета дальнего радиолокационного обнаружения A-50 Mainstay, обеспечивающего возможность наблюдения с высоты и заполняющего любые пробелы в наземном радиолокационном покрытии, вызванные рельефом местности.
В рамках этой стратегии украинские авиабазы и любые стационарные радары или командные пункты также будут главными целями для противостояния с использованием ракет воздушного и наземного базирования , в том числе баллистических типов Искандер-М, а также крылатых ракет Калибр, запускаемых с Черного моря и еще больше затрудняющим украинские операции противовоздушной обороны. Российская авиация дальнего действия, которая все активнее добавляет в свой арсенал обычные вооружения, может нанести дополнительные удары крылатыми ракетами. В целом, возможности России по противостоянию крылатых ракет и общий потенциал значительно изменились. в последнее десятилетие или около того, и это позволит Москве ограничить риск для пилотируемых средств при поражении фиксированных целей дальше на запад
Имея это в виду, Украина вполне может отреагировать на крупномасштабное вмешательство России на своей территории только дипломатическими методами, стараясь максимально уберечь свои самолеты от опасности, даже переместив их в западные районы страны и используя только наземную противовоздушную оборону. Эти средства защиты также состоят в основном из устаревших систем советской эпохи, которые очень хорошо известны российским военно-воздушным силам, в том числе «Буков» и более старых версий С-300 большой дальности. Но есть также ПЗРК, в том числе модернизированные типы «Игла» и «Стрела», которые могут представлять угрозу для низколетящих самолетов, равно как и недавно поставленные ракеты «Джавелин» американского производства, которые имеют противовертолетные возможности. Россия также добилась значительных успехов в средствах защиты своих вертолетов, что может частично снизить их эффективность применения ПЗРК.
Численность российских войск почти наверняка будет преобладать, а отсутствие у Украины стратегической глубины означает, что ее самолеты по-прежнему будут уязвимы для ракетных ударов, даже если они рассредоточены. Тем не менее, украинская ПВО имеет возможность, по крайней мере, замедлить наступление России и, в процессе этого, ограничить ВКС в миссиях по подавлению обороны. Также существует вероятность того, что Украина сможет получить и более современные системы противовоздушной обороны — хотя, даже если они будут одобрены, они могут не прибыть вовремя, исходя из более пессимистичных прогнозов по срокам.
В конечном счете, Украина обладает относительно небольшими военными силами, которые смотрят на гораздо более крупные, и у нее очень мало реальных средств для нанесения ответных ударов по объектам российской авиации вблизи границы. Для Москвы превосходство в воздухе, вероятно, обеспечено, и Россия показала, что она готова принять боевые потери во время своей кампании в Сирии. Помимо различных пилотируемых авиационных средств, обсуждаемых здесь, Россия, вероятно, будет широко использовать беспилотные летательные аппараты более низкого уровня для обнаружения артиллерийских орудий и для нанесения ударов с воздуха, а также сейчас используются барражирующие боеприпасы, в том числе на боевых испытаниях в Сирии .
Каким бы курсом ни пошло российское вмешательство в Украину, мало шансов, что оно не повлечет за собой значительного участия авиационных средств. Несмотря на пропасть между российскими и украинскими военно-воздушными силами с точки зрения численности и современности, специалисты по оборонному планированию Москвы будут хорошо осведомлены о том, что конфронтация с украинскими вооруженными силами не повлечет за собой недостатка опасностей и что контроль в воздухе, вероятно, будет иметь решающее значение для развития событий на земле.
Если произойдет крупномасштабное российское вторжение в Украину, Киев, возможно, сможет попытаться навязать в воздухе тактику количественного истощения в течение достаточно длительного периода, чтобы Москва могла переосмыслить свои действия. Но шансы отстоять территорию явно не в пользу Украины. Таким образом, другой стратегией для Украины может быть отказ Украины от воздушного суверенитета над раздираемой войной восточной частью Украины и укрепление сил к западу, особенно вокруг Киева, в рамках подготовки к тому, что может быть долгим и тяжелым конфликтом.
ТОМАС NEWDICK ([email protected])