Китай начинает битву за контроль над запасами редкоземельных элементов

Китай начинает битву за контроль над запасами редкоземельных элементов

Редкоземельные элементы (РЗЭ) необходимы для производства электроники. Практическая монополия Пекина на добычу РЗЭ дает ему козырную карту против господства США в высокотехнологических областях, он и готов использовать торговлю в качестве оружия. На прошлой неделе Китай объявил о планах слияния трех своих основных компаний по производству редкоземельных металлов: Minmetals Rare Earth, Chinalco Rare Earth & Metals Co и China Southern Rare Earth Group Co в компанию, название которой еще не придумано.

Редкоземельные элементы — это элементы, которые имеют решающее значение для производства электронных компонентов и высокотехнологичных сплавов, необходимых для гражданского и оборонного применения. Они не редки сами по себе, но часто встречаются в сочетании с другими элементами, при этом процесс извлечения является дорогостоящим и чрезвычайно загрязняющим окружающую среду. В настоящее время Китай обладает почти монополией на редкоземельные элементы, поскольку в 2019 году он произвел 90% всех редкоземельных элементов, сплавов и постоянных магнитов в мире. Кроме того, он обладает примерно 36 миллионами тонн редкоземельных элементов, что составляет около 30% мировых запасов. Для сравнения: в США насчитывается 13 миллионов тонн запасов редких земель, что составляет 12% от общемировых запасов. Другие страны, такие как Австралия, Россия, Индия и Бразилия, также имеют значительные резервы.

Китай не всегда был ведущим производителем редкоземельных элементов в мире. Вплоть до 1980-х годов 99% мировых поставок редкоземельных элементов обеспечивались США в качестве побочного продукта их операций по добыче титана, циркона и фосфатов. Однако из-за изменений в законодательстве США, добровольной передачи другим странам интеллектуальной собственности и отсутствия промышленной политики по РЗЭ, Китай смог захватить рынок редкоземельных элементов для себя.

Аналитики считают, что почти монополия Китая на редкоземельные металлы дает ему козырную карту в его соперничестве с США за мировое господство, и он продемонстрировал готовность превратить торговлю РЗЭ в оружие. Китай может запретить экспорт редкоземельных металлов в страны или компании, которые он считает угрозой своим интересам. Министерство промышленности и информационных технологий Китая в прошлом месяце предложило проект контроля над производством и экспортом 17 редкоземельных металлов, которые имеют решающее значение для производства американских истребителей F-35 и другого высокотехнологичного оружия.

В прошлом году Китай рассматривал возможность запрета на экспорт редкоземельных элементов для Lockheed Martin, Boeing и Raytheon из-за продажи США оружия Тайваню. Кроме того, в 2010 году Китай ввел фактический запрет на экспорт редкоземельных элементов в Японию в ответ на морские столкновения из-за спорных островов Сэнкаку/Дяоюйдао. Однако фактический запрет Китая оказался неэффективным, поскольку Япония быстро наладила свою собственную цепочку поставок редкоземельных элементов.

Подход Китая к редкоземельным элементам во многом определяется внутренними факторами. Он направлен на развитие зеленых технологий и возобновляемых источников энергии для компенсации экологического ущерба от добычи редкоземельных элементов. Кроме того, экономическая стратегия Китая, направленная на то, чтобы стать технологическим лидером, дает ему стимул доминировать в торговле редкоземельными элементами, тем самым, влияя на последующие отрасли и в процессе укрепляя экономический авторитет и легитимность правящей Коммунистической партии.

Однако запасы редкоземельных элементов в Китае не безграничны. Загрязнение окружающей среды и все более дефицитные запасы вынуждают китайские компании по производству редкоземельных элементов искать альтернативные источники за границей. С этой целью Китай увеличивает свое геополитическое влияние на редкоземельные элементы в Азии, Африке и Латинской Америке.

По мере того как отношения между Вашингтоном и Пекином ухудшаются, правительство США поддерживает возрождение работы компании «Горный перевал», которая до 1980-х годов была крупнейшим производителем редкоземельных элементов в мире. Развивающиеся страны со значительными месторождениями редкоземельных элементов могут оказаться в положении стран Ближнего Востока после открытия нефти на их территориях. Однако, как и с нефтью, такая ситуация с редкоземельными элементами может открыть для этих стран ящик Пандоры.

Во-первых, экологические и социальные последствия добычи редкоземельных элементов могут спровоцировать дальнейшую социальную и политическую нестабильность в этих странах. В Эквадоре китайская стратегия кооптации элиты в обход социальных и экологических гарантий вызвала протесты среди коренного населения страны. Во-вторых, доходы от редкоземельных металлов могут укрепить автократическое правление. В Мьянме доходы от значительного экспорта редкоземельных элементов в Китай якобы используются для финансирования ополченцев, выступающих против хунты, в продолжающемся в стране повстанческом движении. В-третьих, эти страны могут придерживаться всестороннего баланса между Китаем и другими заинтересованными сторонами, такими как США, Япония и Австралия. Такая стратегия включает в себя игру одной стороны против другой, чтобы гарантировать, что ни один крупный игрок не возьмет под контроль стратегические отрасли редкоземельной промышленности этих стран. Однако эта стратегия по своей сути рискованна, поскольку эти крупные игроки могут воспринимать такой подход как двуличие и в конечном итоге жестко отстаивать свои интересы.

GABRIEL HONRADA