Дать или отобрать: о чем законопроект «О гражданстве Российской Федерации»

Дать или отобрать: о чем законопроект «О гражданстве Российской Федерации»

Законопроект, который был внесен Президентом России Владимиром Путиным в Госдуму, направлен, прежде всего, на упрощение получения российского паспорта. А прописанные в нём меры по лишению гражданства – предохранитель от возможных рисков.

Забавно всё-таки, как умеют переворачивать с ног на голову все российские новости ряд недружественных к нашей стране СМИ! Взять, скажем, то же «Радио Свобода» (признано иностранным агентом) – там появился заголовок «Путин предложил лишать гражданства за тяжкие преступления», открываем «Медузу» (признана иностранным агентом) – то же самое: «Путин предложил лишать иностранцев российского гражданства за госизмену, организацию массовых беспорядков и торговлю наркотиками». Короче, если посмотреть глазами аудитории такого рода «медиа», то налицо кошмар, ужас и трагедия: опять якобы что-то отбирают! Да не «что-то», а самое главное – гражданство!

Но стоит чуть глубже ознакомиться с темой, как всё становится на свои места, и оказывается ровно противоположным: Путин предложил, главным образом, не отбирать гражданство, а давать его! Давать его щедро и не скупясь всем, кто так или иначе связан с Россией и хотел бы его получить. Правда, совсем другая картина получается?

Итак, что вообще произошло? Следующее: Президент России 29 декабря внёс на рассмотрение в Госдуму закон «О гражданстве РФ». В нём глава государства предложил изменить критерии получения и лишения российского гражданства – и мы сейчас рассмотрим, почему второе вытекает из первого.

Если вкратце: число требований к претендентам на российский паспорт сокращено аж для целых 20 категорий различных лиц. Фактически, критерии гуманизированы просто донельзя –  на гражданство могут претендовать:

  • российские соотечественники (граждане бывшего СССР, их дети, участники государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом);
  • близкие родственники российских граждан и состоящие с ними в браке (при условии наличия общего ребёнка);
  • наследники по прямой линии тех, кто проживал в РСФСР и даже в Российской Империи (!);
  • получившие в РФ высшее образование;
  • военнослужащие, которые принесли присягу на верность СССР или Российской Федерации и на 6 февраля 1992 проходили службу в российских воинских частях на территориях других государств.

А также президент может дать гражданство ветеранам ВОВ, лицам, имеющим особые заслуги перед Россией, и тем, кто представляет интерес для страны в силу своей профессии или квалификации.

Как видим, получить российское гражданство теперь стало гораздо проще! Медиа уже успели отписаться о том, что на него с полным правом могут претендовать многие известные люди: Леонардо Ди Каприо, Сергей Брин, Борис Джонсон и Памелла Андерсон.  И это, на самом деле, здорово – потому что практика «возвращения своих» много лет существует в самых разных странах, от Израиля до Польши. Если Ди Каприо станет россиянином – это же «приятный бонус».

Но бонус бонусом, а смысл президентского законопроекта, скорее всего, в другом – корни его своевременности нужно искать во внешнеполитических причинах. Точнее, в том напряжённом диалоге (назовём это так), который сейчас идёт между Россией и НАТО о зоне безопасности вокруг российских границ. Упрощение принятия российского гражданства – ещё один весомый довод в споре о том, какое значение имеет Россия для постсоветского пространства. Страна, выступающая центром «паспортного притяжения», имеет особое геополитическое положение в регионе. И этот факт партнёрам придётся учитывать при переговорах.

Но давайте уже дойдём и до того самого «лишения гражданства». В законопроекте это статья 24 (чтобы вам было легче искать, сам документ есть на сайте Госдумы) – «Прекращение гражданства Российской Федерации вследствие совершения преступления». Сюда добавлены преступления против государства – организация массовых беспорядков, шпионаж, госизмена, терроризм, а также преступления, связанные с производством и торговлей наркотиков в крупном и особо крупном размере. И да – сам институт прекращения российского гражданства является новинкой. Но новинкой предельно логичной и даже необходимой.

Судите сами: если в Россию приедут сотни тысяч (а то и миллионы) новых граждан, то закономерно появится определённый риск криминализации этого потока. Так бывает всегда: люди, которые приезжают на «новое место», стремятся побыстрее и получше устроиться в ситуации конкуренции с местными, а это чревато поисками «не тех» социальных лифтов – проще говоря, «побыстрее подняться» многие хотят не самым законным путём. Роль наркобизнеса в этом аспекте понятна, и Президент крайне верно ухватил эту тенденцию, а вот про преступления против государства – нужно отдельно объяснить.

Любой иммигрант – даже с первоначальной искренней любовью к новой Родине – рано или поздно сталкивается с разочарованием и активным поиском недостатков нового места проживания. Это отчасти нормально, критическое мышление никто не отменял, но ненормальным будет тот запал социальной энергии для «переустройства», который могут принести эти «новые россияне». Что так бывает – мы знаем по примеру Европы, где даже вне религиозного контекста существует непринятие «новыми европейцами» традиций, плюсов и минусов в жизни «старых». То дисциплина слишком жёсткая, то магазины рано закрываются, то на работу неохотно принимают – всё само по себе не смертельно, но в одном проценте случаев приводит к тому, что человек начинает злиться на всю страну и замышлять против неё недоброе. «Я приехал, а тут все злые и меня обижают». Вот чтобы такие личности не смотрели в сторону противоправного выражения своего недовольства – про прекращение гражданства и сказано. Не нравится страна – давай, до свиданья.

А отбирать гражданство у тех, кто получил его по праву рождения – такого в законопроекте нет. Можете не волноваться.