«2022-й станет годом очень больших потрясений для Украины». Интервью Василия Волги «Антифашисту»
В начале января следующего года состоится встреча Владимира Путина и Джозефа Байдена, основной темой беседы двух президентов станет вопрос стратегической безопасности. Как эта встреча отразится на судьбе Украины и готовы ли украинцы воевать с россиянами, «Антифашист» обсудил с народным депутатом Верховной Рады Украины V созыва, председателем всеукраинской общественной организации «Гражданский контроль» Василием Волгой.
— Василий Александрович, как относятся украинцы к гипотетической войне с Россией на своей территории? Готовы ли они воевать с россиянами?
— Для украинцев это настолько нереальная вещь, что они даже не хотят о ней думать. Это моё впечатление от личных встреч с разными людьми, включая молодое поколение, студентов. Общее настроение людей в данный момент таково: «слушайте, да договорятся они там как-нибудь!». Люди готовятся к Новому году, к праздникам, и о войне никто не хочет даже задумываться. Поэтому до внутренней серьёзной постановки вопроса перед самим собой – буду ли я воевать – украинцы ещё не дошли. Что произойдёт, если по тем или иным причинам разгорится реальный, а не виртуальный конфликт между Россией и Украиной, как поведут себя украинцы, я не знаю.
Приведу очень показательный пример: на одном из политических ток-шоу Михаил Добкин сказал, что если нечто подобное произойдёт, он возьмёт автомат и пойдет стрелять в русских. А Михаил Добкин является лидером общественного мнения для очень многих жителей восточной Украины, особенно для харьковчан. Так что здесь вопросов больше, чем ответов. Наиболее близким к реальности будет такой ответ: украинцы ещё не сформировали своего мнения по этому вопросу.
Украинская власть, тем не менее, регулярно проводит социологические опросы, чтобы понять настроения людей. И по некоторым её заявлениям мы можем судить о том, что показывают результаты этих опросов. Недавно прозвучало заявление министра иностранных дел о том, что в случае возникновения вооруженного конфликта между Украиной и Россией, количество беженцев, бегущих в Европу, прежде всего, в Польшу и Германию, составит более пяти миллионов человек единовременно. То есть, как только начнётся конфликт, в первые его дни, количество беженцев из Украины будет настолько колоссальным, что это пошатнет устои Польши и Германии. Отсюда можно сделать вывод, что украинцы вряд ли готовы воевать с россиянами в случае конфликта.
— Как относятся украинцы к постановке женщин на военный учёт?
— Смеются. Опять-таки, не верят в то, что это может быть каким-то образом реализовано. По этому вопросу смех украинцев доносится со всех сторон – и со стороны националистов, и со стороны тех, кто выступает за нормализацию отношений с Россией. И с той, и с другой стороны Зеленский вызывает уже только злой смех. И, говоря откровенно, уже не осталось серьёзной социальной страты на Украине, на которую Зеленский мог бы опереться, которая серьёзно относилась бы к нему как к политику.
Сегодня на Украине активно распространяется статья из The New York Times, в которой написано, что все проблемы в стране из-за того, что её возглавляет комик. Комик, который на ключевые государственные должности поставил 40 своих помощников, которые ранее делали с ним его шоу. Таким образом, ключевой проблемой Украины NYT объявляет всеобъемлющую некомпетентность Зеленского и его ближайших друзей из «95 Квартала», которые заняли все ключевые должности и гробят страну.
Так что серьёзно к заявлениям Зеленского не относится никто. Скорее, относятся как к очередному ляпу, который он допустил. Общественного мнения, которое поддержало бы это решение и, соответственно, легитимизировало бы его своей поддержкой, нет.
— Как украинцы отнесутся к тому, если Россия на самом деле вторгнется в Украину? Некоторые спикеры нашего издания предполагают, что адекватные украинцы будут встречать российские танки с цветами, в надежде, что россияне принесут мир, процветание и избавят от нынешней власти. Другие говорят, что сознание украинцев уже настолько переформатировано, что не будет не только цветов, но будут даже партизанские отряды. Ваше мнение на этот счёт?
— Я уверен, что никакого вторжения и, тем более, оккупации Украины со стороны России не произойдёт.
Но давайте пофантазируем. Всё будет зависеть от того, как будут развиваться события на фронте. Успех украинской армии маловероятен, в него не верит даже само украинское руководство, о чём заявляет во всеуслышание. Куда как более вероятен успех российской армии и Народной милиции ЛДНР. Ежели Россия поступит так, как поступила в Грузии — совершит бросок, разобьёт украинские войска, и вернется обратно, то, конечно, никакого партизанского движения не возникнет. Ведь что такое партизанское движение? Это необходимость организации отрядов. Это время, в течение которого люди должны принять для себя решение, уйти в леса, например. Необходимо наладить связь, организовать поставки вооружения, планировать диверсионные операции. Это возможно только в том случае, если вдруг у России есть планы об установлении на территории Украины, а именно в Киеве, оккупационной власти. В этом случае партизанское движение неминуемо. Но в это, наверное, и сами националисты не верят, что у России есть такие планы, потому что это запредельная глупость.
Но давайте всё-таки из области фантастики перейдём в реальность – это невозможно от слова вообще. Представить, что кто-то в Кремле вынашивает планы оккупации, установления оккупационной власти на территории, где действительно сознание украинцев уже колоссально переформатировано, где подавляющее большинство населения считает Россию врагом, вековечным врагом, где с презрением относятся к самой идее русскости – это невозможно. Устанавливать оккупационную власть над миллионами людей – это ненормально.
Поэтому такой сценарий я рассматриваю как практически невероятный. Более реалистичным мне представляется другой сценарий.
— Какой?
— Если в январе 2022 года Байдену и Путину удастся договориться, если Россия получит письменные гарантии того, что НАТО не станет расширяться на восток, то есть на территорию Украины, украинский вопрос, очевидно, будет решаться через выполнение Минских соглашений – другой базы для решения конфликта на сегодня нет. Так вот, ежели Зеленского принудят внести в парламент Минские соглашения, поставить на голосование внесение изменений в конституцию, то совершенно гарантированно, что взорвутся и западная Украина, и Киев.
Вспомните, что произошло в 2016 году, когда Порошенко, по настоянию Обамы, попробовал внести в Раду Минские соглашения. Тогда в оцепление из бойцов Нацгвардии полетела граната, погибли четверо полицейских, многие получили ранения. Тогда всему миру было показано и сказано, мол, видите, народ против, мы ничего не можем с этим поделать. Напомню, человека, бросившего гранату, арестовали, но через два месяца отпустили под гарантии первых лиц государства.
Так вот, если аналогичное внесение попытаются провести сейчас, то ситуация будет ещё более радикальнее. Поднимется Киев, поднимутся радикалы, националисты, у которых на руках за эти годы скопилось очень много оружия. Появится огромная проблема с тем, чтобы собрать депутатов для голосования – они попросту разбегутся, понимая, что их будут убивать. Поэтому для наведения порядка в стране, в частности, в Киеве, будут необходимы какие-то международные силы, возможно, международная полицейская миссия.
На мой взгляд, 2022 год – это год очень сильных потрясений для Украины. Внутренние и внешние противоречия на Украине очень сильны, в связи с этим потрясения могут быть столь масштабны, что следующий год вполне может стать началом полномасштабной гражданской войны в стране. Дай Бог, чтобы этого не произошло.
— Что можно сделать, чтобы этого не произошло? И от кого это зависит?
— Я очень надеюсь на то, что договоренности между Россией и США будут достигнуты, что, в конце концов, будет признан сам факт того, что все государства имеют право на свою национальную безопасность, в том числе, и в стратегическом смысле. Соответственно, будет признано, что Россия имеет право на свою национальную безопасность. Очень надеюсь, что в рамках этих договоренностей будет переподтвержден статус Украины как внеблокового государства, как это определено Декларацией о независимости. Также очень надеюсь, что у международного сообщества в лице США, России и Европы, хватит мудрости ввести международные полицейские силы на территорию Украины до того момента, как взорвется западная Украина.
После этого должна быть проведена соответствующая работа ЦРУ, которое окопалось сегодня на третьем этаже здания СБУ на Владимирской, СБУ, международной полицейской миссии, для выявления центров сопротивления на западе страны, центров их поддержки как внутри страны, так и из-за рубежа, их локализация и зачистка. Если этого не сделать, радикалы ввергнут Украину в кровавый внутренний конфликт, который будет длиться неизвестно сколько лет.
И только после этого Зеленский сможет внести Минские соглашения в Раду. Я очень надеюсь, что всё пройдет именно так. Если из этой своеобразной «дорожной карты» хотя бы какой-то пункт не будет выполнен или будет выполнен недобросовестно, Украина взорвётся.
— Между кем вы прогнозируете гражданскую войну? Одна сторона понятна — это националисты. Кто другая сторона?
— На Украине есть не менее 10 миллионов человек, которые, не стесняясь, высказывают свои антинационалистические, антинацистские взгляды. Для начала столкновений достаточно одной пули, одной смерти и поддержки конфликтующих сторон заинтересованными лицами. История многократно нас учила тому, что каким бы не был конфликт внутри государства – межрелигиозным, межнациональным, классовым и так далее — всегда найдутся охочие в него вложиться. Ибо это всегда рассматривается как способ достижения своих целей для сил либо внутри государства, либо вовне государства, ведущих свою геополитическую игру. Так что гражданский конфликт будет и дальше таким же, каким мы видим его сегодня — между украинцами, живущими на территории ЛДНР и украинцами, живущими на территории Украины. Будет то же самое, только ареал восстания против власти, которая сформировалась на Украине антиконституционным способом, путём государственного переворота, будет расширяться. Количество людей, открыто выступающих против этой власти, будет расти. И, конечно, прежде всего, это будут жители юга и востока Украины.