Сезон-2022 — последний, когда вход в Форосский парк в Крыму ещё будет свободным
Жемчужина крымского Южнобережья, ландшафтный парк посёлка Форос вскоре закроется для курортников и жителей полуострова. Печальную новость подтвердил в своём предновогоднем интервью Сергей Аксёнов.
По словам главы Крыма, он «считает ошибочным» решение застройщика о закрытии свободного доступа в парк. Однако далее следует вывод, якобы, ничего поделать с этим уже нельзя. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации все школы, гимназии, детские лагеря, а также прочие учебные и спортивно-оздоровительные учреждения должны быть ограждены от прохода публики. То есть, обязателен капитальный забор и «Посторонним вход воспрещен». Типа именно таким образом обеспечивается антитеррористическая безопасность подрастающего поколения.
Напомним хронику южнобережного конфликта. Ровно год назад, используя документы украинских времен, Федерация профсоюзов Республики Татарстан развернула в Форосском парке хищническое строительство детско-молодежного спортивно-оздоровительного лагеря «Ак-Барс». И предельно понятно, что данный объект на 100 % попадает под статус «закрытой территории».
Еще весной 2021-го пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что Кремль обратит внимание на общественный протест по поводу вырубки деревьев Фороса и «задаст вопросы руководству региона». Сразу после столичного окрика группа симферопольских министров во главе с Аксеновым посетила поселок. Было громко объявлено, что власти Крыма не выявили нарушений. Однако с тех пор власти постоянно твердят, мол, договорились с застройщиком о компенсационной высадке вырубленных кедров и кипарисов, фисташек и уникальных пальм.
Что представляет собой лагерь «Ак-Барс», который максимум ко второй половине 2022 года должен принять 400 юных воспитанников из Казани? Итак, два 8-этажных жилых корпуса с административной частью. Плюс четырехэтажный спортивный центр с подземным этажом и четырехэтажной (!) столовой. Кроме того, появится еще один жилой девятиэтажный корпус и трехэтажный бассейн. Ну и подземные резервуары для чистой воды со станцией обеззараживания.
Естественно, вместе со спортсменами-подростками в Форос заедут сотни вполне взрослых дядей и тетей. Как говорил Остап Бендер, дети вас не забудут! Прежние обещания занять под «Ак-Барс» лишь четверть приватизированной парковой территории — на самом деле, откровенная ложь. Достаточно посмотреть полный паспорт застройки парка, наконец-то обнародованный застройщиком ГУП «Татинвестгражданпроект».
Форосский парк – не только знаковая достопримечательность ЮБК. Каждое лето 700 тысяч туристов купались на оборудованном побережье парка. Эти пляжи практически единственные в поселке. Крымчане и севастопольцы тоже привыкли к этому популярному месту отдыха.
Хотя самое главное даже не пляжи. Для местных свободный доступ в парк – по факту единственная возможность сдавать жилье. И тем самым заработать на жизнь при практически полном отсутствии других рабочих мест. Если парк закроют для посещения, поселок гарантированно умрет.
На многочисленных митингах протеста жители Фороса кричали о вырубке уникальных деревьев. Сегодня Сергей Аксенов называет это «попыткой раскачать ситуацию с помощью экологической повестки». Глава откровенно пояснил: причина конфликта – «угроза закрытия доступа в парк, а не строительство». Он пытается успокоить население обещаниями, что поселок получит новые рабочие места, а окрестная молодежь «сможет заниматься в спортивных секциях при лагере и посещать бассейн».
Как бы там ни было, есть печальный факт. Сразу по завершению строительства «Ак-Барса» значительная часть территории Форосского парка действительно будет закрыта. В том числе гарантированно закроют для свободного посещения пляжные карты санатория «Форос». Так называются восемь сравнительно небольших зон для купания между волнорезами. Иначе просто некуда девать толпы юниоров-«понаехов» и их многочисленных взрослых наставников.
Мэр Большой Ялты Янина Павленко «убедительно и срочно» просит казанцев обустроить три маленьких диких пляжа, которые есть в самом поселке. Впрочем, предельно ясно, эти жалкие клочки морских камней ситуацию не спасут.
— Заповедные парки Южного берега превращают в закрытые коттеджные поселки. Процесс начался при Украине, но при России продолжился с новой силой, — утверждает экс-главред русской версии National Geographic Александр Железняк, авторитетный эксперт по рекреационному комплексу полуострова. — Приморский парк Ялты фактически угробили, превратив в элитный спальный район. Массандровский парк на пути к этому. Карасанский парк-памятник – имение Раевских, где бывал Пушкин — передан частной компании, и ни один турист туда попасть не может.
В самом начале 90-х у Форосского парка откусили историческое имение «Тессели». Сейчас тут находится дача Минтимера Шаймиева и еще несколько шикарных вилл. Естественно, доступ сюда для простых смертных тотально запрещен. Похоже, в новом году придет очередь всего Фороса.