Страна победившей коррупции: в США украли $100 млрд на помощи пострадавшим
Секретная служба США (U.S. Secret Service) сообщила о «краже века» — расхищении 100 млрд долларов из федеральной программы помощи американцам, пострадавшим от пандемии коронавируса.
Закон Coronavirus Aid, Relief and Economic Security (CARES) Act, подписанный Дональдом Трампом 27 марта 2020 года, предусматривал «аттракцион невиданной щедрости» — раздачу сперва 2,6 трлн, а затем еще 900 млрд долларов в виде прямых выплат гражданам, а также различных займов для малого бизнеса и НКО, в том числе безнадежных ссуд. Их-то и «раздербанили» воры.
Преступление заключалось в неправомерной выдаче средств и пособий тем, кто их не заслуживал, через самые разные мошеннические схемы — вплоть до фальшивых вакансий, брачных афер и мертвых душ. Дело касается главным образом двух направлений в рамках CARES Act — 953-миллиардной Программы защиты зарплаты (Paycheck Protection Program, PPP) и 896-миллиардной Помощи при безработице в пандемию (Pandemic Unemployment Assistance).
Для возврата хотя бы части разворованных денег Секретная служба завела свыше 900 уголовных дел, однако пока ей удалось отыскать лишь жалкие 3,5 миллиарда. Впрочем, даже это выглядит достижением на фоне 75 миллионов, которые Министерство юстиции героически конфисковало у мошенников по линии PPP.
«Можем ли мы остановить мошенничество? Нет, но я думаю, что мы определенно сможем привлечь к ответственности тех, кого нужно. И можем сделать все возможное, чтобы вернуть как можно больше средств», — таким оказался обескураживающий комментарийпомощника спецагента Секретной службы Роя Дотсона, назначенного координировать расследование.
И пока одни американцы прикидывают в уме, как же можно было украсть национальный бюджет Чехии (суммы сопоставимые), другие напоминают, что огромную часть «ковид»-помощи отхватили бизнес-акулы, которые в ней не нуждались вовсе что, по существу, откровенное надувательство. Есть, впрочем, не менее принципиальный вопрос и он тревожит все больше: во сколько же нынешнему и будущим поколениям американцев обошлось само печатание «ковидных» триллионов Федрезерва?
«Учет и контроль» по-американски
Пожалуй, единственным, что прошло как по маслу в американской программе помощи пострадавшим от COVID-19, оказалось голосование за нее в Сенате и Палате представителей США. Решение было принято очень быстро и практически единогласно под общую риторику «Нет времени медлить!». Такого трогательного единодушия республиканцев и демократов, консерваторов и либералов не наблюдалось со времен 9/11. Не удивительно, что многие детали программы оказались сырыми, а то и просто неработающими.
Первый же отчет Счетной палаты США по итогам трех месяцев действия Программы защиты зарплаты выявил, что все это время в Управлении по делам малого бизнеса (SBA), курировавшем ее, царила ужасная неразбериха. Никто толком не знал, кому именно выдавать деньги, как отделять счастливчиков от тех, кому выплаты не положены, и какую отчетность с них требовать.
Выяснилось, например, что за апрель-май 2020 года Налоговое управление США и Казначейство выделили миллион с лишним платежей… умершим лицам, а сто кредитов было выдано фирмам, не указавшим даже собственное название. За это же время было аннулировано более 170.000 кредитов на 38,5 млрд долларов — только лишь потому, что SBA не смогло снабдить компании ясными инструкциями, как пользоваться этими деньгами.
«Мы обнаружили, что SBA обработало гарантированные ссуды для малого бизнеса на сумму более 512 миллиардов долларов, но не готово устранять риски мошенничества и не сообщило, как оно планирует контролировать эти ссуды», — говорилось в отчете Счетной палаты.
Как вы собираетесь отслеживать 30 тысяч ссуд от 2 млн долларов каждая и еще 4 миллиона ссуд на меньшие суммы, спросила палата у чиновников? А никак, ответили те, немного подумав. Пусть сперва кто-то выявит мошенничество — тогда мы и отберем ссуду.
Разумеется, этим неподражаемым отсутствием «учета и контроля» стали пользоваться все кому ни лень. Чтобы заполучить правительственные деньги, американские фирмы незаконно завышали свои расходы на зарплату, врали о количестве сотрудников и клялись, что непременно потратят ссуду на покрытие допустимых расходов. В реальности заемные деньги чаще всего шли на личные цели владельцев компаний.
Глядя на это безумие, Счетная палата разводила руками, строчила письма в Конгресс, требовала мер и корректирующих законов, но все впустую.
Между тем, рыбку в мутной воде удалось наловить не только частному бизнесу, но и их кредиторам из FinTech, служившим «шлюзами» на пути государственных денег. На какие только хитрости они ни шли! Там были и незарегистрированные предприятия, и размещение компаний по адресам граждан, и округленные суммы ссуд. Удивительно, но в июне 2021 года, в последний месяц работы PPP, когда проверяющие органы вовсю сигнализировали о признаках мошенничества, нарушений стало даже больше.
«Похоже, Программа защиты зарплаты оказалась неэффективным средством распределения капитала», — сделали выводтри профессора Техасского университета в Остине, обнаружившие вышеописанные хитрости «финтеха».
Неэффективным? Смотря для кого. Невозможно поверить, будто компании могли «наколоть» раздающих деньги без ведома последних. Очевидно, что целый ряд схем были созданы и проведены совместно теми и другими, то есть перед нами — классические «попилы» и «откаты».
Кому все это понадобилось?
На вопрос, кому все это было нужно (не считая, разумеется, воров и коррупционеров), сами американцы отвечают по-разному. Многие демократы склоняются к идее, что за аферой стояли лично экс-президент США Дональд Трамп и его зять Джаред Кушнер, чьи подставные компании якобы нахватали много «ковид»-кредитов. Однако несколько миллионов государственных денег, которые будто бы урвал бывший хозяин Белого дома из 3,5-триллионной помощи, — явно не та игра, которая стоила свеч.
Куда больше оснований утверждать, что Трамп попытался сполна воспользоваться раздачей «вертолетных» триллионов для победы на президентских выборах в ноябре 2020 года. Но это тоже была лишь часть задумки: в действительности гигантская эмиссия преследовала не только узкополитическую цель в виде второго президентского срока «Большого Дональда».
Вспомним, что март-2020 прошел под знаком не только взрывного роста пандемии коронавируса в США (от единственной его жертвы в начале месяца до 5359 умерших в конце), но и рекордных обвалов американских фондовых индексов. А также экстраординарных мер Федрезерва, 15 марта анонсировавшего неограниченное «количественное смягчение» и снизившего ставку до 0,00–0,25%, где она пребывает и поныне. Тогда же ФРС добилась поддержки своих действий со стороны «дружественных» центробанков: Банка Канады, Банка Англии, Банка Японии, Европейского ЦБ и Швейцарского национального банка.
Тем самым всего за семь месяцев до выборов, на фоне экономического кризиса и разрастающейся пандемии к бесперебойной работе был подготовлен печатный станок с почти неограниченными возможностями выпуска долларов, которые и стали выбрасываться на рынок чуть ли не по триллиону в месяц. Причем по одной из версий за этим стоял даже не сам ФРС, а Трамп, в марте 2020-го установивший неформальный контроль над ней через двух своих «спецпредставителей», Джуди Шелтон и Кристофера Уоллера.
Речь шла не просто о том, чтобы подкупить избирателя. И даже не о том, что с неконтролируемым ростом дефицита федерального бюджета перед выборами Вашингтон предпочел справляться ценой гиперинфляции, позволяющей какое-то время финансировать вообще все что угодно: от новых рабочих мест до нового супероружия. Едва ли не главной причиной «ковид»-траншей стала отчаянная попытка спасти саму глобальную валюту — доллар США, основу благосостояния Уолл-стрит — в условиях, когда на какое-то время глобальный рынок попросту исчез в коронавирусном тумане.
Выпуск колоссального количества «лишней» и «бесплатной» (при нулевой ставке ФРС) бумаги с изображениями американских президентов всегда приводит к одному и тому же — к активнейшей скупке на них реальных активов по всему миру и к накачке максимально возможного количества стран «дешевыми» кредитами в обмен на политико-экономические преференции. Общепланетарное подорожание жизни вследствие экспорта инфляции из США и плохо скрываемый грабеж ресурсов в обмен на «фантики» — такова реальная цена грандиозного американского мошенничества с раздачей ничем не обеспеченной продукции печатного станка ФРС.
Впрочем, самой Америке тоже досталось. Гиперинфляция уже привела к тому, что самым ликвидным товаром там были названы подержанные автомобили — цены на них растут быстрее, чем на биткойн. Совсем немного уступает им вторичное жилье, стоимость которого также взлетела за последние месяцы. Машины, дома и многие другие товары в Штатах подорожали за год в среднем на 20% — это значит, что каждый американец, не получивший такой же прибавки к зарплате, сделался беднее.
Даже индекс личных потребительских расходов, сильнее всего занижающий инфляцию к радости центробанков всего мира, перебил американский антирекорд 1982 года. При том, что 40 лет назад финансовая система Штатов была не в пример здоровее, чем сегодня: с «дорогим» долларом и положительной реальной процентной ставкой.
Что касается прогнозов на 2022 год, то они весьма печальны. США ждет или дальнейший виток инфляции из-за все новых траншей, или полноценная рецессия, утверждают экономисты. Американцы уже потратили розданные им деньги — главным образом на выплату кредитов. Говоря проще, финансовые спекулянты Америки сбрасывали деньги «с вертолетов» самим себе.