Вопрос гарантий безопасности Россия будет решать только с США
МОСКВА, 28 декабря 2021, Институт РУССТРАТ. Президент России Владимир Путин 21 декабря 2021 года в Национальном центре управления обороной принял участие в ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации. Ряд цитат из выступления президента на этом мероприятии имеют отношение к сложившейся ситуации в сфере национальной безопасности и заслуживают особого внимания.
Владимир Путин отметил: «Военно-политическая обстановка в мире остаётся сложной, в ряде регионов вырос конфликтный потенциал, возникли новые очаги напряжённости. Так, серьёзную озабоченность вызывает наращивание непосредственно у российских границ военной группировки США и НАТО, а также проведение крупномасштабных учений, в том числе незапланированных».
Он также конкретизировал некоторые аспекты угроз нашей стране: «Нас крайне беспокоит, что вблизи России идёт развёртывание элементов глобальной ПРО США. Расположенные в Румынии и планируемые к размещению в Польше пусковые установки Mk 41 адаптированы к применению ударных систем «Томагавк». Если эта инфраструктура будет двигаться дальше, если ракетные комплексы США и НАТО появятся на Украине, то их подлётное время до Москвы сократится до семи — десяти минут, а при размещении гиперзвукового оружия – до пяти. Для нас это серьёзнейший вызов – вызов нашей безопасности».
Президент России рассказал и о предложенном им политико-дипломатическом способе разрешения настоящего кризиса: «В связи с этим, как вы знаете, предложил Президенту США начать переговоры по выработке конкретных договорённостей. В ответ на его предложение мы и направили наши проекты, которые исключили бы дальнейшее расширение НАТО в восточном направлении и размещение в сопредельных с нами странах ударных наступательных систем вооружений. Проекты соответствующих договоров американским коллегам и руководству НАТО, как вы знаете, переданы».
Напомню, что 17 декабря 2021 года проекты этих документов, Соглашения о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов организации Североатлантического договора и Договора между Российской Федерацией и Соединёнными Штатам Америки о гарантиях безопасности, появились в открытом доступе на сайте Министерства иностранных дел РФ.
Что же будет, если политико-дипломатический путь не даст нужного результата? Владимир Путин рассказал и об этом: «В случае продолжения явно агрессивной линии западных коллег мы будем принимать адекватные ответные военно-технические меры, на недружественные шаги жёстко реагировать. И, хочу подчеркнуть, имеем на это полное право, имеем полное право на действия, призванные обеспечить безопасность и суверенитет России».
А располагает ли Россия необходимым потенциалом для военно-технического ответа? На расширенной коллегии Минобороны РФ были озвучены данные по оснащённости Вооружённых Сил нашей страны современной техникой. Доля современного вооружения в силах общего назначения составила 71,2%, а в стратегических ядерных силах – 89%.
Обращаю внимание, что в Вооружённых Силах СССР по силам общего назначения современность вооружений была на уровне 54%, по стратегическим ядерным силам – 65-70%. В 2000 году уровень современных вооружений в Вооружённых Силах РФ по силам общего назначения упал до 12%, а по силам ядерного сдерживания он снизился до 35%.
Приведу ещё ряд цифр, касающихся состояния Вооружённых Сил РФ. По информации министра обороны РФ Сергея Шойгу, «на сегодня боевой опыт имеет весь командный состав Сухопутных войск, 92% – лётного состава, 58% – специалистов противовоздушной обороны, 62% – Военно-Морского Флота».
Укомплектованность ВС РФ достигла 91%, а укомплектованность офицерских должностей превысила 96%. Численность военнослужащих по контракту в два раза превысила количество призывников. При этом 67% контрактников имеют высшее или среднее профессиональное образование.
С 2000 по 2021 год, за 20 лет, Россия сделала гигантский рывок в военном строительстве. Таким образом, именно нынешнее состояние Вооружённых Сил Российской Федерации позволяет жёстко ставить вопрос о гарантиях безопасности нашей стране со стороны США и НАТО.
На сегодня уже известны форматы переговоров по российским предложениям. Первая переговорная площадка двусторонняя – РФ-США, старт переговоров намечен на январь 2022 года. Вторая площадка – РФ-НАТО, общение тоже начнётся в январе 2022 года, но позже, чем в первом формате. Кроме того, есть намерения обсудить российскую инициативу и на площадке ОБСЕ.
Очевидно, что всё будет решаться на переговорах РФ-США, остальные форматы совещательные. Между нашими странами поддерживается стратегический ядерный паритет. Соединённые Штаты – это бесспорный лидер коллективного Запада, обладающий ключевой политической, экономической и военной мощью. Фактически, на данном этапе исторического развития США – это единственная страна в мире, которая подходит под определение сверхдержавы.
Будет заключён Договор между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о гарантиях безопасности, значит, будет заключено и Соглашение о мерах обеспечения безопасности Российской Федерации и государств-членов организации Североатлантического договора.
На данный момент Москва, выдвинув жёсткие требования по гарантиям безопасности, в какой-то степени овладела инициативой. Однако не исключена попытка её перехватить. И это будет даже не столько попытка американцев, сколько британцев: устроить провокацию на Украине для втягивания России в вооружённый конфликт на украинской территории. Таким образом, может быть поставлен вопрос о смене повестки: тему переговоров о гарантиях безопасности для России на «сдерживание российской агрессии». И такой вариант развития событий надо учитывать.
Что касается перспектив получения нашей страной гарантий безопасности от США и НАТО, то трудно ожидать, что нужный России результат будет достигнут с первого подхода. Коллективный Запад ведёт геополитическое наступление уже 30 лет, с момента распада Советского Союза, и вряд ли сразу откажется от продвижения вперёд и закрепления достигнутого.
Однако болевая точка есть – это личная безопасность американского истеблишмента на континентальной части США. Поэтому, когда значительная часть экспертов и даже некоторые российские официальные лица говорят о возможности повторения ситуации, подобной Карибскому кризису 1962 года, можно с ними согласиться. Подтолкнуть США к заключению сделки с Россией могут только демонстративные действия военно-технического порядка вблизи континентальной части Соединённых Штатов либо реальная подготовка к ним.
Кстати, Карибский кризис 1962 года разрешился благополучно, хотя страны и находились на грани ядерной войны. Будем надеяться, что нации, и американская, и российская, всё-таки обладают исторической памятью и не доведут ситуацию до такого уровня напряжения как в 1962 году. И здесь благоразумие должны проявить Соединённые Штаты, ибо России отступать уже некуда, всё слишком далеко зашло. Только став на позицию неделимой и равной безопасности для всех стран, можно разрешить нынешний кризис.
Александр Владимиров, Институт РУССТРАТ