Вместо ресторанов — фастфуд, вместо нового смартфона — старый. В России сокращается потребление

Несмотря на отчеты Росстата о росте реальных доходов граждан, по всей стране фиксируется падение посещаемости ресторанов и кафе и переориентирование людей на фастфуд и заказ готовой еды из продуктовых магазинов, пишет «Ъ» со ссылкой на подсчеты аналитиков.
По оценке «Чек Индекса», в целом по стране в январе–октябре 2025 года количество заказов в заведениях фастфуда выросло на 7% при сокращении числа чеков в ресторанах и барах на 1%. Также россияне в среднем на 1% чаще стали делать заказы в кафе и столовых вместо ресторанов.
Более заметна эта тенденция в Москве. По подсчетам Focus Technologies, объем заказов в классических ресторанах и кафе столицы за 10 месяцев упал на 5% год к году, а их выручка выросла на 9% (по причине увеличения среднего чека на 16%). В сегменте фастфуда и недорогих точек общепита посещаемость повысилась на 3% при росте среднего чека на 12% и выручки — на 16%, выяснили аналитики. «Чек Индекс» отмечает, что трафик ресторанов и баров Москвы снизился за указанный период на 3%, кафе и столовых — на 1%, а фастфуд, напротив, стали посещать на 4% чаще.
Рост количества заказов в фастфуд-сетях подтвердили в «Бургер Кинг», «Теремке» и «Вкусно — и точка». В последнем отметили, что сдерживать рост цен в заведениях удается благодаря «масштабу бизнеса и долгосрочным отношениям с поставщиками».
Представитель Focus Technologies Михаил Васильев полагает, что переключение россиян на более дешевый сегмент общепита обусловлен «корректировкой потребительского поведения» и это связано в том числе со «снижением темпов роста располагаемых доходов». Реальные располагаемые доходы москвичей в этом году «остаются примерно на уровне прошлого года», но растет доля обязательных расходов — на продукты, аренду и платежи за ЖКУ.
Часть россиян вместо похода в заведения общепита переориентируется на покупку готовой еды в продуктовых: в 2025 году спрос на такие товары вырос на 12%, фиксируют в компании Briskly. С октября прошлого года по сентябрь 2025-го продажи готовых блюд в продуктовых сетях увеличились на 24,8% год к году, а доля таких продаж выросла на 0,9%, до 8,2%, следует из подсчетов «Нильсен».
В России упали продажи смартфонов, ноутбуков и телевизоров
Россияне начали отказываться от покупки новой электроники и бытовой техники. По итогам января—сентября 2025 года продажи в целом по категории упали на 9% год к году, сообщил «Коммерсанту» представитель одного из крупнейших поставщиков электроники «Марвел-Дистрибуция».
«Больше всего упали продажи смартфонов — на 20% по количеству и на 25% в деньгах, ноутбуков — на 15% в штуках и 20% в деньгах, а телевизоров — на 11% в штуках и 9% в деньгах», — отметил источник издания на рынке.
По словам представителя «Марвел-Дистрибуции», в основном растут продажи бюджетных категорий, а также комплектующих для старых моделей. Так, например, увеличился спрос на аккумуляторы, стекла, чехлы и т.д. для смартфонов. Основные причины падения рынка — снижение потребительской активности и доступности кредитов из-за высокой ключевой ставки Центробанка, а также увеличение цикла обновления техники у россиян, пояснил источник «Коммерсанта» на рынке. «Все больше покупателей переносят крупные покупки на будущее или выбирают более доступные модели», — уточнил собеседник.
Если рассматривать отдельные категории, то продажи ноутбуков «чувствительно реагируют на макроэкономические изменения», и часть покупателей предпочла отложить обновление устройств, выбирая более доступные конфигурации, отметил источник. В то же время, по его словам, рынки смартфонов и телевизоров на данный момент достигли насыщения. При этом собеседник издания добавил, что ожидает «постепенную стабилизацию и рост рынка в целом» в течение 2026 года в связи с реализацией отложенного потребительского спроса и поэтапного снижения ключевой ставки.
О падении спроса на электронику, которого рынок не видел последние 30 лет, говорит и директор группы компаний DNS Дмитрий Алексеев. В то же время он отмечал, что российским дистрибьюторам становится все сложнее выстраивать стратегию ведения бизнеса из-за нарастающих проблем с поставками и платежами.