Геополитические изменения в мире в 2021 году
Климатические саммиты Таких событий, которые, по замыслу их инициаторов, должны были изменить лицо современного мира, однако превратились, по большей части в церемонию по провозглашению громких деклараций, вызывающих огромные сомнения в их реалистичности, в 2021 году было два. В процессе обеих встреч ведущие лидеры Запада снова и снова подтверждали собственные намерения следовать курсом на тотальную «декарбонизацию» и любой ценой склонить к этому все прочие страны и народы. Однако, жизнь внесла свои коррективы, с безжалостной убедительностью продемонстрировав всю иллюзорность упований на стремительный переход исключительно к возобновляемым источникам энергии и отказ от ископаемых видов топлива. В настоящее время в лагере приверженцев «экологического курса» наблюдаются «разброд и шатание», вызванные тем, что далеко не все государства хотят (и могут) платить чрезвычайно высокую цену за его воплощение в жизнь. «Конец эры нефти и газа» и «закат» стран – экспортеров энергоносителей в очередной раз откладываются, причем, скорее всего, на достаточно длительный срок.
Переговоры президентов России и США
Они в минувшем году также проходили дважды. В первый раз – в июне, в Женеве состоялась личная встреча Владимира Путина и Джо Байдена. Еще раз главы государств пообщались уже в самом конце года, по защищенной линии видеосвязи. Оба раунда переговоров не увенчались какими-либо серьезными итоговыми решениями, подписанием договоров или заключением геополитических сделок. Можно ли записать в их «актив» отказ Вашингтона от оказания санкционного давления на газопровод «Северный поток-2» — вопрос достаточно спорный. Скорее, тут сыграло роль нежелание нового главы Белого дома еще больше углублять противоречия с европейскими союзниками. Так или иначе, но сам по себе факт диалога между двумя лидерами уже способствовал определенному снижению напряженности между США и Россией, в последнее время достигшей уже критически опасного уровня. «Если разговаривают – не собираются воевать» — именно так решили во всем мире, вздохнув с облегчением.
Провал американской миссии в Афганистане
Спешная эвакуация американских сил и их союзников, в конце концов вылившаяся в позорное бегство из Кабула, практически повторившее вьетнамскую катастрофу США, не просто серьезнейшим образом изменило геополитический расклад во всем тамошнем регионе, а повлекло за собой гораздо более серьезные и глобальные последствия. Под ударами «Талибана» (признан в России террористической организацией) рухнуло не только созданное заокеанскими оккупантами марионеточное «государство», а и миф о военной мощи Соединенных Штатов и однозначной выгоде от союзов с ними. Под вопросом оказалась дееспособность Вашингтона в вопросе поддержки собственных союзников и ставленников, а, в конченом итоге – обоснованность его претензий на роль «мирового гегемона». Немало вопросов афганские события вызвали и в стане членов Североатлантического альянса, лишний раз побудив европейцев всерьез задуматься над созданием его альтернативы – без всякого участия американцев.
Создание AUKUS и альянс Пекина и Москвы
Еще одним серьезнейшим вызовом для «трансатлантического единства» стало создание США, Великобританией и Австралией военного блока AUKUS, сразу же окрещенного «тихоокеанским НАТО» и имеющего совершенно однозначную антикитайскую направленность. Буквально первые шаги в рамках этого альянса вызвали колоссальный скандал между Парижем и Вашингтоном, послуживший поводом для новых дискуссий относительно «руководящей и направляющей» роли Соединенных Штатов в деле обеспечения европейской безопасности. Другим последствием этого сомнительного геополитического решения стало дальнейшее сближение России и Китая, которого так опасались и опасаются на Западе. Во время проходившей в середине декабря виртуальной «встречи» с китайским лидером Си Цзиньпином президент России Владимир Путин заявил, что отношения между странами достигли «беспрецедентно высокого уровня». Результатом их переговоров стало принятие ряда решений, практическая реализация которых однозначно не пойдет на пользу Соединенным Штатам и их союзникам. Геополитический «кошмар» американцев в виде все более прочного альянса Пекина и Москвы таким образом стал еще ближе к материализации.
Энергетический кризис
Обрушившийся на мир осенью-зимой 2021 года топливно-энергетический кризис очень быстро вышел за рамки сугубо экономической плоскости. Дефицит энергоносителей, вызвавший их фантастическое (вплоть до десятикратного размера) подорожание показал, чего на деле стоят попытки стран Запада, и, прежде всего, Европы «покончить с зависимостью от поставок углеводородов из России». Сегодня страны ЕС то умоляют Москву нарастить объемы экспорта, то пытаются обвинять ее в «использовании энергоносителей в качестве геополитического оружия и средства оказания давления». Москва, упорно и последовательно отвергающая подобные обвинения, тем не менее, четко дает понять, что привыкшим пытаться устанавливать для нее свои правила западным «партнерам» лучше от этой дурной и вредной привычки как можно скорее избавиться. Если, конечно, они хотят иметь гарантированные и стабильные поставки того же «голубого топлива», причем не по заоблачной цене. Не сделав ни единого выстрела, наша страна показала, что способна отстаивать свои интересы «железной рукой в бархатной перчатке». В том числе и стальными «пальцами» своих трубопроводов – если потребуется.
Требования России к США и НАТО
Выдвинутые почти в самом конце 2021 года нашей страной по отношению к Североатлантическому альянсу и Соединенным Штатам предельно жесткие предложения по полной перестройке системы мировой безопасности, произвели на Западе эффект разорвавшейся бомбы и были названы «ультиматумом Кремля». Следует признать, что немалая доля истины в таком определении имеется. Россия заявила о том, что не намерена более терпеть расширение НАТО на Восток и его военную и политическую активность на «постсоветском пространстве». В частности – принятие в альянс Украины, Грузии и других бывших республик СССР. Москва впервые за последние 30 лет четко очертила сферу своих жизненных интересов и заявила о намерении отстаивать их любой ценой. Запад был однозначно предупрежден о возможных «мерах военно-технического и военного характера», которые могут последовать в случае его отказа от переговоров.
Подобная откровенность возымела действия – кричавшие сперва о «неприемлемости выдвинутых требований» представители США и НАТО заявили, что обсуждение предложений России начнется уже 10 января 2022 года. Хочется верить в то, что нынешний год действительно стартует с мирных переговоров, а не с подготовки к войне.
Автор: Александр Харалужный
Использованы фотографии: Джо Байден и Владимир Путин на переговорах White House/wikimedia.org