Куда исчезла деликатность России?
Похоже, завтрашняя пресс-конференция Путина будет очень горячей, особенно по международным делам. Россию и Газпром прямо обвиняют в высоких ценах на газ в Евросоюзе, в НАТО ждут вторжения на Украину, а что такое "военно-технический ответ", сейчас гадают все западные генералы.
Коллегия Министерства обороны с участием президента расставила очень много точек над "и" и заставила обсуждать агрессивного агрессора во всех мировых СМИ — сдается мне, что Запад слишком легкомысленно отнесся к последним предложениям МИД России.
Между тем, стоило бы напомнить, что только первое предложение Путина бывает выгодным для наших заклятых "партнеров" — дальше все равно придется соглашаться, но уже совсем на других условиях. Памятуя это, слова Путина на коллегии МО уже не позволяют Западу спустить дело на тормозах и заболтать тему обсуждений — похоже, Россия намеренно вгоняет США в цейтнот, в котором каждая ошибка может иметь фатальные последствия.
С газом пока все очень неплохо, цена в 1000 долларов за 1000 кубометров уже кажется европейцам достаточно низкой, особенно по сравнению с сегодняшней — в пике она допрыгнула до 2280 долларов. Еврочиновники сквозь зубы соглашаются, что Газпром выполняет все контрактные обязательства, причем зачастую досрочно — и это приводит к некоторым казусам, как было во вторник утром.
Как оказалось, Газпром начал не поставлять газ в Евросоюз по газопроводу Ямал-Европа, а принялся отсасывать обратно. Поляки пока молчат, ибо слова сегодня чреваты всякими неожиданностями — тем более, что они сами отказались от нового контракта с русскими на долгосрочной основе.
Как говорится, спасибо, герр Шольц! Спасибо лично Вам и всему Вашему зеленому правительству — так о благосостоянии Газпрома и россиян еще никто не заботился. Ваши уверения (и ваших министров тоже) в том, что СП-2 не будет сертифицирован по крайней мере до июля очень укрепляет европейскую энергобезопасность и российский бюджет! Данке шен, герр канцлер! Битте, продолжайте, не останавливайтесь!
Впрочем, цены на газ в Европе сейчас для нас являются лишь фоном происходящего — и вот здесь самое время задать самим себе несколько крайне любопытных вопросов.
Вопрос первый: почему именно сейчас так изменилась риторика России?
Здесь ответов может быть очень много — во-первых, героический драп международной коалиции из Афганистана показал всему миру, чего на самом деле стоит НАТО и американские вояки.
Во-вторых, Россия и Китай обо всем уже договорились, причем, скорее всего, в окончательной редакции — Америке тоже отводится определенная роль, но только там, где это ей позволят. А позволят далеко не везде — в частности, Европа должна вернуться в российскую зону влияния, а Индо-Тихоокеанский регион — в совместную зону влияния Китая и Индии. Таким образом высокие договаривающиеся стороны определяют будущий раздел мира — и если Америка будет менее сообразительной, российско-китайские военные базы появятся в Центральной и Латинской Америке.
То, что Китай практически моментально после коллегии поддержал позицию России, говорит очень о многом — в частности, о создании единого стратегического содружества, пусть даже и без юридического его оформления.
В-третьих, кризис пока только набирает обороты — и поверьте, на столе Верховного Главнокомандующего сейчас куда более подробные сводки о состоянии дел на Западе. В том числе и о тех факторах, которые пока тщательно маскируются западными правительствами и СМИ — к примеру, о провалах в сфере обновления своего оружия. Не создания нового, а обновления и модернизации старого — сейчас те же "Абрамс М1А2", которые в начале 90-х были переоборудованы из М1А1. Именно переоборудование, а не постройка нового поколения боевых машин, производившихся еще в 1982-1984 годах.
По новому оружию не потоптался только ленивый, что по F-35, что по новым попыткам создать свой гиперзвук — в 2021 году у американцев было три испытания гиперзвуковых ракет и все три окончились феерическим провалом.
Вопрос второй: что это за военно-технический ответ такой?
Ответов здесь может быть очень много но за часть их можно запросто попасть в кутузку на весьма длительный срок. Стоит сказать, что Россия лидирует в сфере радиоэлектронной борьбы, лазерном оружии и гиперзвуке — пожалуй, уже эти три фактора определяют эффективность российской армии при столкновении с супостатом. Добавим сюда противолодочный комплекс "Ответ" (символично назван, да?), свежий полк МиГ-31 с "Кинжалами" за пазухой и новые средства доставки тепла и света прямо на дом вероятному противнику, который, судя по Ливии, испытывает весьма большие трудности в запасах обычных конвециональных боеприпасов.
Есть еще одна штука, о которой стоило бы сказать. Например, военный блок НАТО позиционирует себя, как оборонительный альянс. Не подскажете, на кого из членов НАТО и когда именно напала Югославия?
Учитывая сказанное, совсем не удивительно слышать от Путина, что Россия больше не верит Западу и требует юридических гарантий о нерасширении НАТО на Восток — при этом высшее руководство не просто отдает себе отчет, что эти гарантии ничего не стоят, но и заостряет внимание своих генералов на этом факте.
Отсюда вопрос третий: почему Путин озвучивает это все именно перед генералами и высшим политическим руководством страны?
Это сигнал во внешний мир — смотрите, мы готовы и повоевать, если что. Он вовсе не означает, что уже прямо завтра орды бронетанковых бурят выдвинутся в направлении Ла-Манша, но если кто-то в Вашингтоне и Брюсселе считает, что создание военной инфраструктуры на Украине превратится в легкий секс-тур, то он жестко ошибается — Россия готова реагировать самым радикальным образом, вплоть до полного сноса украинской государственности.
Что еще любопытно, так это демонстрация силы — дескать, нам надоело, хватит стесняться своих комплексов ("Искандер", С-400, С-500 и других), в случае чего готовы прополоть зубы "партнерам" — и поверьте, уважаемые коллеги, это очень-очень хорошее предложение. Мы же пока говорим о равных правах в новой системе общей безопасности — а если не поймете, то баланс этих прав может измениться, причем точно не в вашу сторону.
Реакция на коллегию последовала очень быстро. Сразу после заявления китайцев, Йенс Столтенберг озаботился созывом совета Россия-НАТО в начале 2022 года. Следом болгарский премьер в Твиттере заявил, что Болгария не хочет наращивания контингента НАТО на своей территории — похоже, послание Путина дошло до тех, кому предназначалось.
Энтони Блинкен тут же заявил, что без лидерства США мир погрузится в хаос — но поскольку Тони малохольный, стоит подождать ответ помощника Байдена по нацбезопасности Салливана. Джейк отвечает за всю внешнюю политику Белого дома, так что именно его ответ можно будет считать реакцией самого Байдена.
В любом случае, мировые СМИ взорвались кричащими заголовками: Российские граждане готовятся к ядерной войне; Путин говорит, что России "некуда отступать" из Украины; Путин хочет, чтобы мы и союзники гарантировали, что НАТО не будет расширяться на восток и тому подобными — но главный визг все-таки поднимется завтра.
И знаете, это очень хорошо — наконец-то у Запада будет реальный повод повизжать о российской агрессии. Понятно, что Запад сейчас будет тянуть время, ибо любой ответ будет проигрышным — но сдается мне, что им никто этого времени просто не даст.
На Западе отвыкли от запаха близкой войны — похоже, Россия решила о нем напомнить. Возможно, у большинства наконец-то включатся мозги.