«Северный поток — 2» — это не только газопровод, но и средство принуждения европейцев к стабильности
Итак похоже, что ввод в работу газопровода «Северный поток — 2» состоится не раньше, чем весной 2022 года и это косвенно подтвердило Федеральное сетевое управление Германии, являющееся государственным регулятором в сфере энергоснабжения. Оно распространило заявление, в соответствии с которым процедура сертификации приостанавливается до момента передачи оператором СП-2 основных активов недавно созданному дочернему предприятию. Как отметили по этому поводу в Nord Stream 2 AG, этот шаг был сделан для полного соответствия предусмотренным немецким законодательством правилам и нормам. Так что теперь немецкому регулятору придется подождать, пока все формальные процедуры не будут завершены и лишь тогда возобновлять сертификацию.
Технически "Северный поток — 2" уже готов к работе
А это означает неизбежную затяжку времени по максимуму, то есть, где-то до мая 2022 года. И похоже, что «Газпром» больше это не тревожит — напротив, российский концерн заинтересован в продлении сроков сертификации до максимума. Ведь в таком случае он сможет получить гораздо больше, чем если бы СП-2 ввели в работу уже в 2021 году.
Стратегия «Газпрома» — принуждение к долгосрочным контрактам
И действительно, предлагая европейцам газ только в рамках уже заключенных долгосрочных контрактов российский концерн гарантированно будет поддерживать цену на нынешнем высоком уровне, превышающем 1000 долларов за тысячу кубометров. А это значит, что ему не имеет смысла даже предлагать дополнительные объемы на аукционах — высокие цены уже привели и неизбежно еще приведут к сокращению спроса на природный газ. Уже сейчас, за последние 2.5 месяца зафиксирован спад поставок на 8 млрд кубометров наверняка тенденция сохранится, несмотря даже на начинающуюся зиму. Да уж, если нет возможности покупать, значит, ее реально нет. Как у Молдавии, которая уже пропустила платеж «Газпрому» по только что заключенному контракту и выпросила отсрочку по нему.
У Молдавии денег нет и она может надеяться только на милость "Газпрома"
Впрочем, и слишком затягивать петлю на шее европейских потребителей у российского поставщика вряд ли есть желание. Его интерес состоит именно в «принуждении к заключению долгосрочных соглашений», которые являются гарантией стабильности для обеих сторон. На это активно указывает и российское политическое руководство, включая и Владимира Путина, который еще в начале сентября прозрачно намекнул — Германия имеет долгосрочный контракт и потому получает газ по 220 долларов за тысячу кубов, в то время как на аукционах цены зашкаливают за 650 долларов. Да, всего три месяца назад были такие цены, а сегодня они кажутся чем-то из далекой-предалекой истории.
Нынче овёс.. то есть, газ в Европе действительно дорог
Да, большинство крупных газовых компаний европейских стран имеют с российской стороной долгосрочные соглашения на 10-15 лет. Но к примеру, через год заканчивается контракт с Польшей на 10 млрд кубометров ежегодно, через пять лет — с Грецией (на 3 млрд кубометров), а уже в начале следующего года — с Турцией на 8 млрд кубов. И «Газпром» заинтересован заключении новых договоров, хотя та же Польша уже заявила о нежелании использовать российский газ. Но другие страны более прагматичны и похоже, что склоняются к принятию более разумного и выгодного для себя решения.
Сербия уже получила дешевый газ. Присоединяйтесь, господа европейцы!
Как уже сделала Сербия, заявившая устами своего президента о намерении в течение следующих 10 лет покупать у России не менее 3 млрд кубометров ежегодно. И сразу получившая продление условий уже существующего контракта еще на шесть месяцев, в течение которых она будет получать голубое топливо по совсем уж сказочной в сегодняшней Европе цене — 270 долларов. То есть, в 4 раза дешевле, чем те, кто не озаботился долгосрочной перспективой, а предпочел сиюминутную выгоду от прошлогодних крайне низких цен. А теперь им приходится переплачивать больше, чем они заработали на этом..
Президент Александр Вучич доволен — Сербия теперь с дешевым газом!
Стоит добавить, что руководитель «Газпрома» Алексей Миллер в течение последнего месяца провел переговоры сразу с руководством сразу трех ведущих европейских компаний — Engie (Франция), Eni (Италия) и VNG (Германия). Их результаты пока неизвестны, но сам факт говорит об эффективности выбранной российским концерном стратегии. В стабильности и предсказуемости заинтересованы все серьезные игроки газового рынка и возможно, что уже скоро примеру Сербии последуют и другие страны континента.