Начать с чистого листа
В дальней дороге и малая ноша тяжела.
Русская народная пословица
Эпичный пролёт украинских «диспетчеров» и посредников, поставляющих заробитчан в Россию, который им обеспечило уже ставшее легендарным в строительной среде постановление Минстроя, поначалу, однако, нисколько не охладил пыл украинских, среднеазиатских и российских любителей легко подзаработать на российских стройках. Целую неделю в телефонах почти всех ИТР нашего участка раздавались различные звонки с предложением «подзаработать».
Я не зря в своей прошлой статье намекал на то, что украинские «диспетчеры» попытаются остаться в обойме, попросту уйдя в тень и ведя негласный контроль работы подотчётных им заробитчан.
Но для этого им нужен чёткий контакт с инженерно-техническим персоналом уже на самом объекте, дабы ни одна гривна или рубль не ускользнули из их липких лапок. Поэтому и раздавались эти звонки, в которых русским инженерам предлагалось получать небольшой откатец за продолжение работы на тех же условиях, но уже в неофициальной форме. Мне, к слову, мой украинский визави, с которым мы раньше чуть ли не каждую неделю созванивались по поводу выполненных заробитчанами работ, тоже делал подобные предложения.
Что за неофициальная форма? Это когда украинский «диспетчер», к примеру, пришлёт ещё три автобуса заробитчан, которые устраиваются напрямую к заказчику или генподрядчику, но какая-то сумма всё равно неофициально продолжает капать на банковские карточки киево-днепровским «диспетчерам». А обеспечить трудоустройство рабочих и склонить бухгалтерию и сметно-договорной отдел строительного подразделения российского энергетического гиганта к махинациям с расценками на сдельную оплату труда и мухлевать с выполненными объёмами работ должен ваш покорный слуга и его коллеги по объекту, остальные начальники участков. Конечно, если хотим заработать свой откатец.
Читатель тут же скажет, что это невозможно. Конечно невозможно! Но разве украинских фантазёров в этом убедишь? Они же всех, особенно россиян, по себе судят. Как и всякий справжнiй українець, представители «диспетчера» уверены, что в России точно такая же тотальная коррупция, как на Украине, только намного хуже. И они искренне не понимали, почему начальники участка, сметчики и бухгалтеры, пусть даже солидной и очень крупной конторы, не соглашаются на такое хорошее предложение.
Тут надо пояснить, что вообще для украинских «диспетчеров» российский рынок до недавних пор предоставлял самые комфортные и выгодные условия для их «работы». И потерять его для них смерти подобно. И это не пустые слова, об этом мне несколько месяцев назад совершенно открыто по телефону поведал мой вышеупомянутый украинский визави, представляющий интересы киево-днепровской фирмочки-диспетчера.
Дело в том, что тремя самыми большими трудовыми рынками, на которых работают украинские «диспетчеры», являются рынки России, Польши и Германии. Однако таких комфортных условий для работы прижимистые немцы и хитрые поляки украинским «диспетчерам» не предоставляют. Они разово платят за каждый предоставленный на точку автобус-«хохловоз» единовременную сумму вознаграждения, и до свидания. Никаких тебе долгосрочных договоров и многомесячной халявы.
А чтобы заработать на том же самом немецком или польском заказчике ещё раз, украинский посредник должен подогнать дополнительные «хохловозы», причём в этих автобусах должны сидеть уже совершенно другие заробитчане, которых в прошлых списках ещё не было, иначе получится пролёт с оплатой. Так что с немцами и поляками халтурить не получится. Придётся круглосуточно искать новых заробитчан, а не месяцами почивать на лаврах.
Но в таком бизнесе смогут выжить «не только лишь все». Поскольку рынок России для украинских дельцов, несмотря на их пока ещё живые надежды и фантазии, уже безвозвратно потерян, то «диспетчеры», ранее работавшие только в России, со временем вынуждены будут переключиться на европейское направление. А его уже давно оседлали ручные фирмочки Коломойского и Авакова. Ну ещё бы, у чьих же ещё структур на Украине есть возможности оперативно зафрахтовать не то что автобусы, а целые самолёты, а также оперативно оформить документы на выезд в Европу? У структур Игоря Валерьевича и Арсена Борисовича. К тому же, как говорят, уже в 2022 году европейцы намерены пускать гастарбайтеров только с так называемым паспортом о прививке противоковидным препаратом. Кто поможет с его скорейшим оформлением на Украине для заинтересованных лиц, как не всесильный и вездесущий Арсен Борисович?
Не удивляйтесь, эти две одиозные, а по украинским меркам ещё и весомейшие фигуры вот уже минимум четыре года собирают нектар с европейской части гастарбайтерского финансового ручейка. И работают они на этом направлении вместе. Да, в свете недавнего введения американцами санкций Коломойский в этой связке будет играть уже второстепенную роль, но пока ещё всесильного министра Авакова никто не отменял. Так что «диспетчеры», ранее кайфовавшие на российском направлении, теперь будут вынуждены переключиться на европейское и лечь под структуры Авакова. Если, конечно, хотят остаться в «бизнесе».
И если раньше они были сами себе хозяева и единственной ложкой дёгтя для них была необходимость отстёгивать пограничникам и некоторым чиновникам, то теперь они рискуют и вовсе превратиться в штатных сотрудников на службе у клевретов Арсена Борисовича.
И каков будет результат? Раньше были «бизнесмены», а теперь простые аваковские менеджеры. Если раньше они делали в день из дома пару звонков, а дальше развлекались в своё удовольствие, то теперь будут вкалывать, как полагается, с восьми утра и до девяти вечера. Цепные псы Авакова проследят, чтобы «коллектив» не расслаблялся.
И очень многие из «диспетчеров» съедут с нескольких сот тысяч гривен дохода в месяц на голимую двадцатку. А не хочешь ― вали на любое среднестатистическое украинское предприятие горбатиться за чирик или того хуже. Как говорится, прощай деньги и свобода. Поэтому и только поэтому они подняли такой вой в Сети и жёлтой прессе из-за рокового для них постановления российского Минстроя.
Так что я могу понять их потуги к склонению россиян к теневой работе и их непонимание и озлобление, когда российские строители отказываются «работать по новой схеме». Да сколько раз объяснять, шановни? Ваш «бизнес» теперь по всей России делегитимизирован, а законы у нас теперь принято соблюдать. И сколько раз повторять: Россия не Украина.
Теперь, когда с «диспетчерами» и посредниками покончено, перейдем к девятнадцати бывшим гастарбайтерам, которые приняли решение остаться в России НАВСЕГДА и стать гражданами Российской Федерации.
Куратор от заказчика распорядился объединить все девятнадцать в одну бригаду и пристегнуть всех к моему участку. Поскольку у нас сейчас недобор более чем в девяносто рабочих, было принято решение закрывать дыры с помощью российских специалистов и бригад с ДНР и ЛНР, прибытия которых мы ожидаем в течение недели. И правильно. Ждать, пока украинские заробитчане отдуплятся и начнут, забив на «диспетчеров», самостоятельно приезжать на заработки в Россию, не имеет смысла. Много воды успеет утечь. Некоторые из ныне выбывших украинских гастарбайтеров впоследствии, конечно, приедут, но когда ― неизвестно.
Я же, познакомившись с семнадцатью «новобранцами» (двое будущих граждан России уже до этого были ко мне пристёгнуты), решил, пока я в течение одного дня буду формировать им фронт работ, отправить их улучшать свои жилищные условия.
Необходимо пояснить, что в строительном городке украинские гастарбайтеры, коих до недавнего времени было около 110 человек на весь объект, были расселены в девятнадцати отдельно стоящих вагончиках. Плюс к этому они имели шесть вспомогательных вагончиков: три под кухни со стоящими внутри электроплитками, две сушилки и один большой вагончик служил подсобкой под личный инструмент и расходники.
Метрах в двадцати от украинского городка располагается «белорусский пятачок», где в четырех двенадцатиметровых вагончиках проживают тридцать белорусов, включая двух моих подопечных. У них три вспомогательных вагончика: по одному на подсобку, кухню и сушилку. Белорусы горделиво называют свой пятачок бацкиным форпостом. Но все остальные с самого начала отказывались и отказываются потрафить белорусскому самолюбию и называть его каким-либо форпостом и с лёгкой руки российских инженеров, принимая во внимание ничтожный размер пятачка, называют его бульбохутором.
В плане улучшения жилищных условий мне удалось для своих девятнадцати бывших украинских гастарбайтеров выбить четыре двенадцатиметровых жилых вагончика, один вагончик-кухню на шесть плиток, одну сушилку и маленький вагончик-подсобку. Неплохо так.
Также предприимчивая делегация из «бульбохутора» немного поныла в штабе стройки и сумела отжевать в свою сторону две дополнительные электроплитки. На этом разграбление оставшихся после отъезда украинских гастарбайтеров ништяков закончилось. Всё остальное было оставлено в пользу прибывающих на следующей неделе бригад. А если им чего не хватит, то снабженцы оперативно подбросят.
Покончив с «квартирным вопросом», я созвонился с тремя своими коллегами, начальниками тех участков на нашем большом объекте, где до этого работали ныне прикреплённые к моему участку семнадцать бывших украинских гастарбайтеров. Узнав всё, что меня интересовало, я назначил бригадира, который в дальнейшем будет отвечать за все девятнадцать человек. Им будет 31-летний парень из Корсунь-Шевченковского. У него среднее строительное образование, и уже есть хороший опыт, да и с документооборотом он знаком не понаслышке. Идеальный кандидат на бригадира, а впоследствии и на мастера.
И раз уж они решили стать гражданами России, то и работать необходимо приучаться по-российски. А на нашей стройке это не только физические объёмы, но и максимально отражающий реальную картину чёткий документооборот.
К моему удовольствию, все семнадцать новеньких решили, что на выходных жить на объекте не будут. Два моих старожила, что уже снимают дом в одном уютном маленьком городке, решили устроить своим коллегам экскурсию. Но в любом случае каждый из оставшихся для себя уже решил, что будет временно снимать жильё с пристрелом впоследствии перевезти из Украины семью. Это не может не радовать.
Начинать жизнь сначала всегда трудно. Особенно, когда тебе под сорок или вообще за пятьдесят. Никому такого «счастья» не пожелаю, хотя знаю немало таких людей, которым пришлось переехать из Украины в Россию, лично. Также наш читатель в курсе того, что Андрей Ваджра, Ростислав Ищенко и многие другие, уже русские аналитики, политологи и публицисты, также были вынуждены покинуть Украину и переехать в Россию. И они уже тоже были не юнцы зелёные.
Многие украинские специалисты, кому по той или иной причине не светит перспектива поехать в одну из стран Восточной или Западной Европы, также едут в Россию, дабы получать достойную зарплату, более соответствующую их опыту и квалификации, нежели им способна предложить Украина. Многие из них преклонного или предпреклонного возраста, то есть под сорок или слегка за сорок. Хотя есть и такие, кому уже за пятьдесят.
Вообще это тенденция: в Европу в основном едет пропитанная западной пропагандой молодёжь собирать клубнику, капусту или что там ещё. А в Россию в основном попадают люди более старшего возраста.
Исключение составляют молодые люди, обладающие дипломами о среднем специальном образовании. Они, как правило, впоследствии остаются в России, получают высшее образование, в основном заочно, или просто повышают квалификацию за счёт работодателя («обрастают корочками») и получают стабильный приемлемый оклад, позволяющий им планировать свою дальнейшую жизнь на новой родине.
Но сейчас всё больше и больше возрастных украинских специалистов начинают задумываться о получении российского гражданства. Украина им в этом деле «помогает» как может. Только в 2020 году нэнька сократила число своих рабочих мест на 672 тысячи. Так утверждает бывший замминистра экономики Украины, а теперь просто скромный эксперт и блогер Павел Кухта. Как видим, перспективы для квалифицированных специалистов на Украине становятся всё призрачнее, а в Европу требуются не возрастные спецы или перспективная образованная молодёжь, а рукастая безропотная рабочая сила. Поэтому для некоторой части украинских спецов «кому за сорок» выбор очевиден.
Для образованной молодёжи тоже не всё однозначно. Например, трём из девятнадцати оставшихся (об этом «дезертирстве» я подробно рассказал в предыдущей статье) на нашем объекте рабочим, молодым парням, накануне запланированного отъезда позвонили родители и настоятельно просили любыми путями остаться в России.
Фишка в том, что большинство молодых украинцев, работающих в России, военнообязанные, то есть ещё не служили в украинской армии. Да, к нам иногда попадали «херои АТО», но это скорее редкость, чем правило. А если молодой человек, приезжающий с заработков в России, является военнообязанным, то это значит что? Правильно, это значит, что его однажды где-то так после обеда неподалёку от дома подкараулят двое-трое мужичков с загадочными выражениями лиц. Поздоровавшись, они витиеватым и хитроумно-таинственным образом намекнут, что представляют интересы «уважаемых людей из местного военкомата», и сделают предложение, от которого невозможно отказаться: «Ну шо, хлопчик? Працюеш на агрессора? И много грошей заробыв? Так делись, а то на днях получишь письмо счастья с предложением нацепить берцы и пойти служить в ВСУ».
Можно, конечно, заупрямиться и пойти в армию, но это не только потеря времени, но ещё и достаточно опасное предприятие. Мало того, что небоевые потери в украинской армии и так высоки, но ведь всякие нацистские отморозки, узнав, что парень работал в России, могут и организовать какую-нибудь «небоевую потерю». А тут ещё и Рада на днях приняла закон об увеличении штрафов и тюремных сроков за уклонение от службы в украинской армии. Так что родители как в воду глядели.
Как видно, причин остаться в России что у молодёжи, что у возрастных украинских специалистов вполне себе предостаточно.
Но это молодым заробитчанам, решившим стать гражданами Российской Федерации, относительно легко. У подавляющего большинства из них ещё нет семей, да и родители, оставшиеся на Украине, помогают как могут. Да, впоследствии сына или доця родителей в Россию перевезёт, но пока семья скорее помогает, нежели требует заботы.
То ли дело, если решивший остаться в России ― семьянин в возрасте. Надо не только получить твёрдые гарантии трудоустройства у российского работодателя, но и найти жильё, озаботиться предварительным поиском работы для второй половины, а также найти садик или школу для детишек ещё до переезда семьи в Россию. Я уже молчу о том, что нужно побегать для оформления вида на жительство, да и вывоз семьи с территории «победившей демократии» является маленькой спецоперацией.
Поэтому большинство заробитчан, оставаясь в России и подписывая договор с российским работодателем, доверяет ему благополучие и счастье своей семьи. И как видим, очень много бывших украинских граждан, несмотря на завывания патриотичных украинских журналистов и естественные преграды в виде пандемии и большую вероятность эскалации на Донбассе, всё равно будут приезжать в Россию, принимать российское гражданство, трудиться на благо нашей страны и перевозить сюда свои семьи. А на данном этапе именно этого наше государство и добивается.
В завершение хочу пожелать всем украинским гастарбайтерам, готовящимся принять российское гражданство, хорошего трудоустройства и успехов в работе, удачно и без проблем перевезти всю семью в Россию, а также здоровья и счастья. Всё остальное вы можете обеспечить себе сами. Осталось только набраться смелости и терпения, вдохнуть поглубже и начать идти. Да, путь будет нелегок, но ведь дорогу осилит только идущий.
Анатолий Урсида