Индия изменяет ядерную политику, включив в нее возможность нанесения контрсилового удара гиперзвуковыми ракетами

Индия изменяет ядерную политику, включив в нее возможность нанесения контрсилового удара гиперзвуковыми ракетами

В октябре 2021 года Индия провела пуск своего гиперзвукового оружия Shaurya. Успешное испытание гиперзвукового оружия усилило стратегическую двувекторность позиции Индии в отношении отказа от применения ядерного оружия первым

Без особой помпы Индия еще в октябре успешно провела испытания своего гиперзвукового оружия Shaurya с дальностью поражения 1000 километров. Но теперь аналитики начинают задаваться вопросом, может ли разработка оружия сигнализировать об отходе от заявленной Нью-Дели ядерной политики «неприменения первым» (NFU).

Ракета была запущена с острова Абдул Калам, совершила маневр на конечной стадии и поразила назначенную точку в Бенгальском заливе. Поскольку Индия держит программу Shaurya в секрете, в открытом доступе о ней мало технических деталей. Это оружие якобы является улучшенной наземной версией баллистической ракеты подводного базирования (БРПЛ) Sagarika, которая была впервые разработана в 1990-х годах.

В сентябре 2020 года Индия успешно испытала свой демонстратор гиперзвуковых технологий (HSTDV), который летал со скоростью 6 Махов, и был отслеживаемым кораблем в Бенгальском заливе. За этим успехом последовали неудачные испытания в 2019 году, когда ракетный ускоритель HSTDV Agni-I стал неуправляемым и не достиг желаемой высоты.

Примечательно, что у Индии есть совместный с Россией проект по разработке гиперзвукового оружия Brahmos II, который имеет общие элементы конструкции с российской ракетой 3M22 «Циркон». Brahmos II, разрабатывается компанией Brahmos Aerospace, создан в 1998 году в рамках межправительственного соглашения между Организацией оборонных исследований и разработок Индии (DRDO) и российским НПО машиностроения.

Гиперзвуковое оружие предназначено для полета со скоростью 5 Махов, чтобы уклоняться от противоракетной обороны. Оно полезно на ранних этапах боя для уничтожения важных целей и облегчения последующих операций обычных вооруженных сил. Такие гиперзвуковые цели могут включать в себя радары раннего предупреждения, авиабазы, ракетные батареи и средства управления и контроля (C2), которые часто связаны с системами ядерного предупреждения государства, обладающего ядерным оружием.

Таким образом, гиперзвуковое оружие Индии может свидетельствовать о том , что страна меняет свою ядерную политику NFU на политику контрсилового удара. Поскольку Индия вовлечена в давние конфликты с ядерными Пакистаном и Китаем, у Индии есть стратегическая причина пересмотреть свою ядерную политику. С отказом Пакистана принять собственную ядерную политику NFU, гиперзвуковое оружие Индии может сигнализировать Пакистану о том, что она может нанести контрсиловые удары, чтобы лишить Пакистан стратегического ядерного арсенала, тем самым смягчив почву для Индии, чтобы сокрушить Пакистан с ее превосходящими обычными силами.

Даже если Пакистан ограничит использование своего ядерного арсенала тактическими системами малого радиуса действия, существует весьма вероятная возможность ядерной эскалации с тактического уровня на стратегический в сценарии конфликта.

Программа гиперзвукового оружия Индии также укрепляет сдерживающую позицию страны по отношению к Китаю. Китай недавно разместил на вооружении передвижную межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) DF-19 и значительно увеличил свой ракетный арсенал шахтного базирования. Китай также разместил на боевых позициях гиперзвуковую ракету DF-17 в 2019 году и испытал новый тип гиперзвукового оружия в июле 2021 года. Эти события, возможно, побудили Индию ускорить разработку собственной программы гиперзвукового оружия, чтобы сохранить свою позицию сдерживания против Китая.

Безусловно, Индия может оставаться приверженной политике NFU, несмотря на разработку гиперзвукового оружия. Небольшой ядерный арсенал Индии означает, что нанесение ядерного удара по Пакистану сделает его уязвимым для ядерного удара Китая. Если Индия решит применить ядерное оружие против Пакистана, этот шаг может устранить нежелание Китая не применять ядерное оружие против Индии в Гималаях, где две стороны находятся в противостоянии.

В 1960-х годах Индия рассматривала возможность разработки своего собственного тактического ядерного оружия для компенсации военного превосходства Китая в обычных вооружениях, но отказалась от этой идеи на том основании, что обмен тактическими ядерными вооружениями неизбежно приведет к эскалации на стратегическом уровне.

Тем не менее, программа Индии по созданию гиперзвукового оружия усиливает элемент стратегической двусмысленности в ее ядерной политике. Оружие создает серую зону между официальными политическими заявлениями и фактическим развитием потенциала, при отсутствии официально объявленных красных линий, удерживающих противника от действий, которые могут вызвать ядерный ответ.

В то время как программа Индии по гиперзвуковому оружию дает ей контрсиловые возможности против Пакистана и Китая, давняя политика Индии в отношении NFU, операционные ограничения и ограничения возможностей, а также угроза ядерной эскалации представляют собой сильные стимулы против открытого изменения позиции NFU. В этом смысле гиперзвуковое оружие Индии выполняет свою задачу, которая состоит в том, чтобы удержать противников Индии от применения ядерного оружия в первую очередь.

GABRIEL HONRADA