Финляндизация антироссийского проекта Ukraina
По работе мне приходится постоянно читать украинскую прессу. Удовольствие сомнительное, но, как учил великий Кун-дзы, своего врага нужно знать. Отметил, что наряду с привычными призывами к «тотальному отпору агрессору» стали появляться новые неожиданные нарративы. Пару лет назад это назвали бы зрадой. Предательством национальных интересов, говоря по-русски. А сейчас их свободно обсуждают, не опасаясь получить по голове от возбуждённых патриотов. Причем звучат они от людей, которых точно не заподозришь в пророссийскости.
Вот, например, Геннадий Друзенко. Известный украинский политолог, гражданский активист и «ветеран российско-украинской войны» рассуждает в эфире ресурса «Хвыля»: «В конце концов, безусловное преимущество России перед Западом состоит в том, что Кремль готов посылать своих солдат и рисковать полным разрывом с Западом ради возвращения Украины, а страны либеральной демократии уже однозначно предупредили: воевать за Украину они не будут. Некоторые из них помогут, некоторые — возможно, некоторые — точно нет. Но ни один натовский солдат не станет сражаться за нашу независимость».
Достаточно трезвая оценка обстановки. Но какие же выводы и предложения делает «ветеран российско-украинской войны»?
Выхода из этой ситуации два. Назовём первый израильским путём. Второй — финским.
Далее Друзенко описывает эти пути. Израильский путь вкратце — всё для фронта, всё для победы. Страна превращается в осаждённую крепость. Экономика переводится на военные рельсы. Целью и смыслом существования Украины является война с Россией. Возвращение Крыма и Донбасса военным путём. В целом стандартная риторика украинской «партии войны». А каков финский вариант?
По его мнению, это отказ от немедленного вступления в НАТО, нейтральный статус Украины, восстановление экономических отношений со «страной-агрессором». Крым и Донбасс выносятся за скобки. Юридически Украина продолжает считать их своими территориями. Этот сценарий можно было бы назвать «холодный мир» с восстановлением транзита и взаимовыгодной торговли.
Друзенко выдвигает аргументы в защиту финской стратегии. Он цитирует американского писателя Джареда Даймона: «Финская политика в отношении СССР была по-византийски сложной. Однако в результате через 70 лет после завершения Второй мировой войны Финляндия не стала ни советским, ни российским сателлитом».
Далее он продолжает:
«Несмотря на утрату десятой части своих территорий и приблизительно такой же части экономического потенциала, выплату репараций и советскую военную базу под Хельсинки, финны подписали в 1947 г Парижский мирный договор — и выиграли! Из буферного государства финны стали страной, подобной телёнку, сосущему двух маток. Мы можем повторить их опыт. Показав Москве зубы, как финны зимой 1939–1940 годов, мы можем попробовать превратить нашу буферность в хаб».
Иными словами, украинский политолог предлагает временно смириться с утратой территорий в обмен на сохранение суверенитета и прозападного курса, а на торговле со «страной-агрессором» зарабатывать.
Важно подчеркнуть, что «Хвыля» ― это далеко не пророссийский ресурс. На территории РФ на него без VPN не везде зайдёшь. Шеф-редактор «Хвыли» Романенко — один из ведущих экспертов «Украинского института будущего». Спонсором «института» является Арсен Аваков, бывший глава МВД. Жестокий и циничный русофоб, создавший карательные добровольческие батальоны из украинских неонацистов.
А вот цитата с ресурса «Крым. Реалии», входящего в медиахолдинг «Радио Свобода». Обсуждается та же тема.
В 1948 году финны приняли очень трезвое решение: силы сторон были неравны. Финляндия находилась в значительном отдалении от основного театра конфронтации Запада и Востока в центре Европы, поэтому в случае общей войны не могла рассчитывать на первоочередную помощь западного мира.
Ещё более откровенен колумнист издания «Страна UA» Алексей Головачев:
«Избежать войны можно, только отказавшись от этой цели — НАТО любой ценой ― и потребовать от мирового сообщества гарантии безопасности. Пример такого ответственного поведения — Финляндия.
Пора заниматься реальной политикой, а не строить замки на песке.
Собственно, об этом на днях намекнул председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер, который предложил Украине ориентироваться на Финляндию, т. е. быть в ЕС, но не в НАТО».
Как говорится, совпадение? На мой взгляд, типичная технология «окон Овертона». Тема, прежде немыслимая, становится радикальной. Теперь её открыто обсуждают. Постепенно она может стать приемлемой.
Чем же украинские эксперты обосновывают необходимость «финляндизации»? Слово эксперту «Украинского института будущего» Михаилу Чаплыге:
«Вся риторика США развернулась на Китай. Сейчас им с Россией надо договориться, чтоб не было союза с Китаем, чтобы не было второго фронта, они решают эти вопросы. Россия что делает? Она выкатывает свои геополитические интересы.
Что интересует Россию в Украине? Уже ничего. У нас разорваны связи за восемь лет… Даже если бы мы хотели, мы не можем уже интегрироваться с Россией экономически, ну никак… Их не интересует ни экономика, не интересует ни управление Киевом или там раскол, что-то еще. Их вообще это все не интересует. Их интересует просто пояс безопасности. Всё. Больше нечего. Их интересует, чтобы здесь не было ни инфраструктуры НАТО и больше нечего. Им плевать вообще, что будет происходить в Украине. У них нет экономических интересов здесь и не будет. Они всё сделали в обход. Всё. Точно так же в свое время обошли Латвию. Всё. Теперь у них всё свое.
Как транзитное государство мы заблокированы. Значит, у нас на севере Беларусь и Россия. На востоке у нас ОРДЛО. Снизу у нас Крым. У нас транзитного потенциала 0. Мы сами его… Нам нужно решать эту дилемму. Нравится нам это или нет».
Чаплыга достаточно точно описывает ситуацию. За годы независимости Украина уничтожила свою промышленность, доставшуюся ей в наследство от Советского Союза. Майдан, гражданская война в Донбассе и конфронтация с Россией поставили крест на транзитном потенциале незалэжной. Страна превратилась в логистический тупик, задворки Европы, в аграрно-сырьевой придаток Запада. Важнейший источник национальных доходов — экспорт рабочей силы. Переводы заробитчан дают около 10 процентов ВВП. За последние 10 лет страну покинуло более четырех миллионов её граждан в поисках лучшей доли. Только за 2021 год из страны победившей гидности уехали 600 тысяч человек. При сохранении существующих трендов Украина обречена. Одновременно с этим снизился интерес Запада к украинскому проекту. США сосредотачиваются на противостоянии с Китаем. ЕС погружен в свои внутренние проблемы. Активно играть на Украине и в Восточной Европе пытается Великобритания. Англичане проводят свою традиционную политику «баланса сил в Европе», проще говоря, стараются расколоть континент на враждебные военно-политические блоки. Поддерживают проект «Междуморье» — союз восточноевропейских государств во главе с Польшей, служащий буфером между Россией и Западной Европой. Однако ресурсы Великобритании ограничены, нарастают внутренние проблемы, вызванные последствиями Брексита. Есть риск выхода Шотландии из состава Соединённого Королевства и распада страны. Оказать серьёзную помощь Украине Лондон не в состоянии.
Не стоит думать, что киевские элитарии и их экспертная обслуга полные идиоты, не понимающие сложившейся ситуации. Циничные негодяи — пожалуй, но далеко не дураки. После открытого заявления Байдена о том, что США не станут воевать с Россией из-за Украины, а ограничатся санкциями, иллюзии насчёт «весь мир с нами» окончательно развеялись. Фактически киевский режим оказался один на один с Россией, и помощи ждать неоткуда. Можно сколько угодно мечтать о «тотальном сопротивлении агрессору», копать схроны и даже поставить на воинский учёт всех женщин. Но это не поможет. Ибо для войны, пусть даже гибридной, нужны, как говорил Наполеон Бонапарт, «деньги, деньги и ещё раз деньги». А с этим на Украине туго. Всё-таки экономика ― это базис, и никакие надстройки в виде «армии, мовы, виры» её не заменят. За восемь лет войны «ЦэЭуропа» не смогла даже построить собственный патронный завод и вынуждена покупать боеприпасы по всему миру, выгребая советские остатки.
По моим наблюдениям, тема «холодного мира» с Россией, финляндизации, активно стала подниматься в украинской прессе с весны 2021 года. Напомню, в феврале-марте произошло масштабное обострение в Донбассе. Украина стала перебрасывать на линию фронта большие силы, звучали открытые заявления от командования ВСУ о готовности вернуть неподконтрольные территории силовым путём. Однако киевским стратегам недвусмысленно дали понять, что Россия не допустит «хорватского сценария». Напряжённость разрядилась только после телефонного разговора Байдена и Путина. Осознание стратегического тупика, отсутствие реальных союзников, понимание того, что время играет против Украины, заставило украинскую элиту искать способ самосохраниться.
Наиболее толковые представители киевского режима сообразили, что продолжение открытой конфронтации с Россией может привести к тому, что в Кремле решат покончить с украинской проблемой раз и навсегда. Украина в формате «анти-Россия» для Москвы неприемлема, ибо представляет угрозу для самого существования Российской Федерации. В то же время отказ Украины от вступления в НАТО и заморозка конфликта на Донбассе поможет, по замыслу киевских стратегов, выиграть время и перезагрузить угасающую украинскую государственность. Они надеются на возобновление торговли с РФ, выход на российский рынок в обмен на символические шаги типа обещаний не ущемлять интересы русскоязычных граждан, прекращения гонений на каноническую православную церковь. Это позволит запустить хилую экономику. Образно говоря, переложить часть расходов на содержание Украины на ненавистную Москву. Возможно, даже избрать очередного «пророссийского» президента, условного Януковича 2.0. В обмен на миролюбивую риторику добиваться от России экономических преференций. Вернуться к политике «деньги в обмен на обещания». «Партия войны» будет негодовать, но ей популярно объяснят, что нужно собраться с силами для реванша. В пример приведут Азербайджан, который долгие годы готовился ко второй карабахской войне, ждал своего часа. Главное — сохранить независимость. Передышка позволит переформатировать сознание оставшегося населения, окончательно сформировать из него антирусскую политическую нацию «украинцев». И выждать момента, когда Россия по каким-то причинам ослабеет.
Надеюсь, в Кремле осознают опасность этого пути. Киевская элита не изменит своего прозападного вектора, какие бы обещания ни давала. А при удобном случае с легкостью откажется от своих слов. Цель «финляндизации» — выиграть время, стабилизировать экономику, создать политическую нацию. Одновременно стать точкой консолидации антироссийских сил. Закон об упрощенном приёме в украинское гражданство российских оппозиционеров как раз об этом. Проект «Украина» пытается самосохраниться, не меняя своей антироссийской сущности. Инкапсулироваться, подобно туберкулёзной бактерии, способной долгие годы дремать в организме, ожидая своего часа. Нельзя этого допустить. Бесполезно договариваться с духовными потомками Мазепы. Карфаген должен быть разрушен.
Максим Сливко