Из-за нерентабельности остановлен Днепровский металлургический завод — индустриальный флагман юго-востока Украины
Сразу после празднования Нового Года в Днепре прекратила работу основная площадка Днепровского металлургического завода. Весь бывший Союз знает это предприятие как завод им. Петровского.
Без малого семьдесят лет легендарную Петровку по праву называли флагманом черной металлургии Украины. За последние четверть века в стране погибли целые отрасли национальной экономики, «под нож» пошли сотни крупнейших предприятий. Однако именно этот завод до последнего считался живым символом индустриальной мощи и главной исторической достопримечательностью промышленного Приднепровья.
И вот он остановлен. Впервые за всю свою историю, если не считать времен махновщины и фашистской оккупации в Великую Отечественную войну. «Есть комплекс причин: неопределенность поставки угля из России, сложности с логистикой сырья и недостаток вагонного парка, плюс цены на энергоносители. Все это складывается в резко увеличившуюся себестоимость продукции, что не позволяет предприятию быть рентабельным», — заявляют в дирекции. По утверждению руководства, точные сроки простоя еще не определены, но в самом лучшем случае «речь идет о месяцах, а решение о возобновлении работы будет зависеть от конъюнктуры рынка металлопроката».
Казалось, подобное в принципе не возможно. Гордый Екатеринослав, губернский центр южной Малороссии, позже ставший могучим Днепропетровском. Здесь под занавес ХIХ века общее собрание акционеров «Брянского товарищества» приняло решение о строительстве первого на юго-востоке Империи чугуноплавильного и рельсопрокатного завода. Из Брянщины сюда переехали мастера и высококвалифицированные рабочие. Металлургическое оборудование для строящегося предприятия также изготовили умельцы брянского городка Бежица.
Уже весной 1887-го на берегах Днепра был запущен доменный цех. Через год начали давать сталь бессемеровские и мартеновские печи, пошла прокатка рельсов и листового металла. Предприятие получило официальное наименование «Александровский Южно-Русский завод» — в честь императора Александра III. В народе металлургический гигант именовали просто «Брянка».
Начало ХХ века, Екатеринослав бьет всероссийские рекорды выпуска продукции и количества рабочих. Самое современное для того времени оборудование, все прогрессивное в мировой металлургии приходило в первую очередь сюда. Например, тут впервые в отечественной практике все паровые машины заменили на электрические. Привлекая франко-бельгийские капиталы, к началу Первой Мировой войны Брянский завод занял первое место в России по выплавке чугуна, и второе – по стали и проката.
Зима 1915-го, на перрон Екатеринославского вокзала под звуки гимна «Боже, Царя храни» прибывает специальный поезд самодержца всероссийского. Главным пунктом программы визита Николая II было посещение огромного стратегического производства, ставшего важнейшим звеном цепи военных кузниц страны. Кроме того, император присутствовал при торжественном открытии выстроенной к его тезоименитству заводской Свято-Николаевской церкви, вскоре получившей народное название «Брянка». Характерная подробность. Возводили храм не на казенные деньги, а на пожертвования простых людей. Рабочие Брянского завода добровольно отчисляли по 0,5% зарплаты. Причем дело было сугубо личное, никто никого не принуждал – и данный факт не смогла опровергнуть даже коммунистическая пропаганда. Как не смогли чекисты взорвать храмовые стены, отлитые из высококачественного бетона.
Церковь жива до сих пор. Более того, международный конкурс «Википедии» определил ее как самый красивый исторический объект Днепропетровской области.
Остается добавить, после Гражданской войны знаменитому предприятию дали имя украинского большевика Григория Петровского. Доменщики, сталевары и прокатчики «Петровки» считались гордостью рабочего класса УССР. За три года оккупации немецко-фашистская администрация не смогла запустить ни одной заводской печи, зато уже через несколько месяцев после освобождения отсюда вновь пошел металл для фронта.
Вплоть до развала СССР завод им. Петровского оставался признанным лидером союзной металлургии. Даже не смотря на то, что в регионе давно появились гораздо более мощные металлургические производства.
Времена независимости принесли новую реальность, но легендарная Петровка продолжала жить. Впрочем, теперь под именем ЕВРАЗ ДМЗ. И хозяева внезапно оказались новые — до марта 2018 года Днепровским металлургическим заводом владели российские олигархи Абрамович и Абрамов. Казалось бы, пять лет майданутая держава исходила криком «Москаляку на гилляку», а этим господам все казалось, мол, бабло победит зло. Тем паче, ДМЗ имел весьма неплохие показатели. По состоянию на 31 декабря 2017 года общая стоимость его активов составляла $ 153 млн. За тот год завод получил прибыль в размере 26 млн. долларов США.
Похоже, Абрамовичу пояснили – или ты продаешь козырную собственность в Днепре, или таки будет совсем по-плохому. Роман Аркадьевич наконец понял расклад – и весной-2018 отдал Петровку украинскому олигарху Александру Ярославскому. Сумма сделки составила почти смешные $106 млн. Впрочем, это лучше, чем просто получить пинок под зад.
Харьковчанин Ярославский входит в первую десятку самых богатых людей Украины. Всей душой и малой толикой собственных денег Александр Владиленович подержал карательные операции АТО. Например, профинансировал добровольческий батальон «Слобожанщина» и местные подразделения ДУК «Правый сектор». Российские санкции против него были введены 1 ноября 2018 года. В ответ бизнесмен сделал громкую заяву, что готов дать $ 100 млн. на реконструкцию аэропорта в «освобожденном Донецке». По его мнению, лучшее место, где президент Зеленский должен принимать капитуляцию Путина.
Увы, с Донецким аэропортом пока как-то не заладилось. Тем временем «неопределенность поставки угля из России» заставила остановить Днепровский металлургический завод. Новый владелец старой «Петровки» может кусать локти. Ведь на самом деле сегодняшняя конъюнктура международного рынка металлопроката очень даже неплоха, и цены на практически все виды металлопродукции стремительно растут во всем мире.