Русских злит чужая версия их страны: Антоновский — о мировой периферии и её цене
data-testid=»article-title» class=»content—article-header__title-3r content—article-header__withIcons-1h content—article-item-content__title-eZ content—article-item-content__unlimited-3J» itemProp=»headline»>Русских злит чужая версия их страны: Антоновский — о мировой периферии и её цене2 дня назад2 дня назад3823 мин
Россия обнаружила, что десятилетиями позволяла другим объяснять миру, кто она такая. И теперь, когда страна решила вернуть себе право на культурную опору, ей приходится разгребать не только исторические и политические недоразумения — «мусор», который годами складывали вокруг неё те, кто лучше справлялся с работой с публикой.
Кому выгодно ставить Россию в конец очереди — и почему русские больше не согласны. Коллаж: Арина Розанова / ForPostКому выгодно ставить Россию в конец очереди — и почему русские больше не согласны. Коллаж: Арина Розанова / ForPost
Эта тема только выглядит банальной, но на деле она является очень опасной, при всей первоначальной простоте: Россия пытается заново собрать собственный образ, тот самый внутренний каркас, от которого зависит гораздо больше, чем принято думать.
Казалось бы, разговор о культурных кодах и идентификациях должен жить где-то в кабинетах философов, но нет — он уже давно спустился до кухонь.
Публицист Роман Антоновский напоминает о факте, который многие предпочитают не замечать: страна годами оставляла собственное идеологическое поле пустым. А когда место «завхоза» пустует, его всегда кто-то да пытается занять.
Случай России — не исключение.
Просочились внешние трактовки, зачастую не просто критичные, а откровенно недоброжелательные. Мир охотно создавал версии России — мрачные, примитивные, истерические, в зависимости от политического сезона. Россия удивлялась, но терпела.
И в этом плане стоит рассматривать украинскую тему не как отдельный политический кризис, а как часть более крупного культурного процесса, отмечает собеседник ForPost.
На протяжении десятилетий Украина выстраивала идентичность, отталкиваясь от России, Москва же решила работать с элитами — президенты, министры, переговоры, пресс-конференции. В то время как реальная работа с обществом, школами, медиа, культурными символами — оставалась на самотёк.
В итоге в публичном поле оказались сильнее те, кто говорил с массовой аудиторией. И это стало уроком, слишком болезненным, чтобы его игнорировать.
Тема культуры — того незримого слоя, который определяет не только настроение общества, но и политические решения.
Российская культурная индустрия долгие годы словно стеснялась позитивного образа своей страны. В кино, театре, литературе доминировал образ России как территории без героев и ориентиров, где любой, кто пытается быть сильным или цельным, не поддерживался.
Этот культурный фон формировал общественное настроение куда сильнее, чем это принято считать.
Политика, как и мода, редко работает в вакууме — она питается тем, что создаёт культура. А если культура двадцать лет объясняет человеку, что его страна — трагикомедия без героев, рано или поздно он начинает в это верить.
Но Антоновский приводит и противоположные примеры: когда российская история, поданная ровно, без заискиваний и без саркастических подмигиваний, вызывает живой отклик у аудитории не только в России, но и в других странах.
Люди давно хотят видеть «нормальный русский образ» — не карикатуру, не злодея, не шута.
Проблема лишь в том, что этот образ много лет конкурировал с более модными, более простыми и более удобными для внешнего мира версиями.
Главный вывод Антоновского: России нужна понятная идея о самой себе.
Не лозунг, не рекламная кампания, не экспортный бренд. А простая, трезвая рамка: кто мы, что ценим, что готовы защищать.
Это вопрос устойчивости: без внутреннего каркаса невозможно строить долгосрочные отношения с миром.
И как бы ни старались международные критики держать Россию на задворках мирового разговора, очевидно одно: место в центре всё равно придётся освободить. Страна, которая снова учится произносить своё имя вслух, рано или поздно делает это достаточно громко и так, чтобы её услышали все.
Подписывайтесь и высказывайте своё мнение. В следующих публикациях ещё больше интересного!
Смотрите программы ForPost на нашем канале в ВКонтакте. Подписывайтесь, жмите на колокольчик, чтобы не пропускать новые видео.
«Испитой» и «Покаянный»: Радио «Судного дня» разразилось потоком сообщенийForPost. Лучшее11 декабряЕвропа зовёт: что случится с элитами России, если нажать «стоп»ForPost. Лучшее3 декабря