Основные тенденции в экономике РФ – Январь 2022
Материал рубрики "Мнение профессионалов"
Тенденции развития экономики в январе определяются не столько сезонными особенностями первого месяца наступившего года, сколько основными итогами прошлого года, которые характеризуются двумя основными моментами.
#макроэкономика #экономический анализ #экономика россии
Первое и самое главное заключается в том, что, несмотря на все сложности, удалось в определенной степени достичь целей, которые ранее были сформулированы в плане восстановления экономики. В частности, темпы роста выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности превысили предкризисные показатели 2019 года и достигли уровня, который не наблюдался за период с 2015 года.
Такое ускорение в решающей степени было достигнуто за счет расширения мер государственной поддержки отдельных отраслей и сфер экономики, которые носили не только антикризисный характер, но и были направлены на ускорение развития экономики.
Наибольших результатов удалось добиться в бюджетной сфере. Доходы консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в январе-октябре прошлого года увеличились по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года на 28%. В результате в рассматриваемом периоде доходы превысили 108% от спрогнозированного на 2021 год объема доходов. При этом доходы от внешнеэкономической деятельности в рассматриваемом периоде выросли на 75% и составили 6,8% всей величины доходов бюджета против 5% в 2020 году.
Темпы роста производства продукции и оказания услуг в большинстве отраслей нефинансового сектора превысили уровень предшествующего года. По многим базовым видам экономической деятельности эта тенденция, по оценке, сохранится и в январе. В приложении 1 в табличной и графической формах приведена информация, характеризующая оценку основных тенденций развития экономики.
В целом итоги прошлого года свидетельствуют о формировании определенного потенциала для развития экономики в текущем году.
Вместе с тем они отражают и другую сторону происходящих процессов, менее оптимистичную. Об этом свидетельствует, в частности, замедление темпов роста во многих отраслях и сферах экономики, тогда как основной целью третьего этапа общенационального плана был выход на устойчивые темпы экономического роста. При этом, по экспертным оценкам, по итогам прошлого года темпы роста выпуска продукции и оказания услуг по базовым видам экономической деятельности могли быть на несколько процентных пунктов выше достигнутых.
Однако добиться дальнейшего ускорения развития экономики не удалось, что в значительной степени стало следствием проведения наряду с мерами господдержки ограничительной бюджетной и жесткой денежно-кредитной политики.
Решающую роль, по мнению многих экспертов, в замедлении темпов роста сыграло ужесточение денежно-кредитной политики, направленное на сдерживание спроса. При этом, что характерно, с увеличением ключевой ставки, росла и инфляция. Темпы роста денежной массы, формирование которой находится под влиянием денежно-кредитной политики, напротив, с конца 2020 года отличает тенденция замедления. Учитывая, что безналичная часть денежной массы формируется, прежде всего, за счет депозитов и средств на счетах населения, предприятий и организаций, фактически сокращается рост основного источника кредитных ресурсов для банков и их возможности финансировать бюджет, а также накопления у предприятий и населения.
На протяжении завершившегося года многие эксперты, в то числе и в публикациях на канале Двинского, указывали на негативный характер политики, проводимой ЦБ, и ее негативные последствия развития экономики. В наиболее системной, конкретной и доступной для понимания форме оценка действий центрального банка изложена в публикации С. Глазьева «Центробанк обрекает экономику России на дальнейшее отставание». Данный материал приведен в приложении 2. Поэтому дополнительные комментарии представляются излишними.
Свой вклад в торможение развития экономики внесли и действия Минфина. В отличие от существенного роста доходов, расходы консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов увеличились в январе-октябре прошлого года только на 10%. В результате расходы составили только 72,8% от спрогнозированного на 2021 год их общего объема, а на национальную экономику – 71,5%. Таким образом, несмотря на избранную стратегию развития экономики, Минфин по-прежнему придает приоритет проведению политики по накоплению резервов на «черный день» и достижению профицита бюджета за счет сокращения расходов.
В результате финансирование производственной деятельности нефинансовых предприятий осуществляется в основном за счёт их собственных ресурсов, а также целевых программ и бюджетных ассигнований, что крайне ограничивает инвестиционные возможности ускорения роста выпуска производимой продукции.
Сложная ситуация в начале года сохранится в секторе домашних хозяйств. Росстат по итогам прошлого года оптимистично выявил рост реальных доходов населения. По мнению многих экспертов, такие результаты в значительной мере приносит изменение методики расчета данного показателя. Похоже на правду. Тем более, что есть прецеденты. Ведь удалось «удачно» провести перепись населения, в которой, по заявлению одного из чиновников Росстата, приняло участие свыше 100% населения страны. Внесены изменения в расчет уровня бедности, который сразу стал сокращаться. В текущем году запланировано внести изменения и в расчет инфляции. Не исключено, что это позволит сократить ее уровень быстрее, чем действия ЦБ.
В целом трудно совместить декларируемый рост реальных доходов с фактическим положением дел в этой сфере. Так, при рекордном росте инфляции темпы роста реальной среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций замедляются с мая прошлого года.
Благосостояние пенсионеров, похоже, вообще находится за пределами социальной политики. Свидетельством тому, в частности, служит принятое решение об индексации в начале года пенсий значительно ниже даже официально названного уровня инфляции. Фактически пенсии проиндексированы, исходя из уровня инфляции, который в годовом исчислении зафиксирован еще в марте прошлого года. В результате в январе, по оценке, сокращение реального размера назначенных пенсий достигнет величины, которая до этого была отмечена в конце первого квартала 2015 года.
Несмотря на многочисленные обсуждения данной проблемы и высказанные на разных уровнях обещания улучшить положение пенсионеров, замедление темпов роста, а затем и сокращение реального размера назначенных пенсий продолжается уже в течение, как минимум, двух последних лет. При наличии значительного профицита бюджета не нашлось возможности должным образом оказать финансовую поддержку той части населения, которая в период своей трудовой деятельности обеспечивала существование и развитие страны.
В целом действия, способствующие ограничению совокупного спроса и предложения в экономике, которые оказывали существенное влияние в прошлом году, сохранят его, согласно ряду официальных заявлений, и в нынешнем. И это в условиях возможного усиления рисков, связанных с пандемией, кризисными явлениями в мировой экономике, дальнейшим ростом напряженности во внешнеполитических и внешнеэкономических отношениях.
Совокупное действие указанных факторов служит основой для официальных прогнозов о замедлении темпов роста экономики, а также для прогнозируемой рядом экспертов вероятности ее «жесткой посадки».
Ни один из этих прогнозов не соответствует целям реализации национальных проектов, обеспечению устойчивого роста экономики и решению на этой основе назревших проблем социального характера, а также, в конечном итоге, стратегии обеспечения национальной безопасности. Как и сама политика, способствующая торможению экономики. От преодоления данного несоответствия в значительной степени зависит дальнейшее развитие ситуации.
Приложения доступны заинтересованным пользователям по ссылке