А как лягут карты на саммите Джо Байдена и Си Цзиньпина?

А как лягут карты на саммите Джо Байдена и Си Цзиньпина?

Высокие должностные лица стран должны решать сложные вопросы, поэтому задача во время встречи Джейка Салливана и Ян Цзечи стояла — заложить основу для саммита президентов обоих государств. Большой вопрос о встрече советника по национальной безопасности США Джейка Салливана и члена Политбюро Китая Ян Цзечи в Цюрихе в среду заключался в том, сумели ли они открыть дверь на путь, ведущий к историческому китайско-американскому саммиту.

Краткий ответ – «да». Однако перед Салливаном и Янгом стояла еще одна обременительная задача — умело взломать парусную лодку американо-китайских отношений. Основная проблема, связанная с лавированием парусной лодки, заключалась, конечно, в том, что, хотя ветер и дул с одной стороны лодки, но приходилось поворачивать нос через этот ветер, пока парус не улавливал ветер с другой стороны. Очевидно, сделать это непросто, и для этого нужны не только твердые, сильные руки и точность мышления, но и идеальная координация, которой нет между Вашингтоном и Пекином.

Обсуждение в Белом доме итогов переговоров в Цюрихе явилось излишне оборонительным, возможно, с прицелом на внутреннюю аудиторию. В отличие от этого, в китайском отчете, как сообщает «Синьхуа», утверждалось, что шестичасовые переговоры прошли откровенно, и два высокопоставленных дипломата провели всеобъемлющий и углубленный обмен мнениями по двусторонним отношениям, а также по международным и региональным вопросам, представляющим общий интерес. Встреча была описана как «конструктивная и способствующая углублению взаимопонимания». Согласно «Синьхуа», Ян и Салливан «согласились принять меры, следуя духу телефонного разговора между главами китайских и американских государств 10 сентября, укрепить стратегическое общение, должным образом урегулировать разногласия, избежать конфронтации и конфликтов, стремиться к взаимной выгоде и победе». добиваться результатов и работать вместе, чтобы вернуть китайско-американские отношения на правильный путь стабильного и устойчивого развития». В сообщении также добавлено: — «Ян сказал, что Китай придает большое значение позитивным замечаниям по китайско-американским отношениям, сделанным недавно президентом США Джо Байденом, а Китай заметил, что американская сторона заявила, что не намерена сдерживать развитие Китая и не стремится к «новой холодной войне».

Ни один из этих показателей не проливает большого света на выборочное сотрудничество между США и Китаем в ближайшем будущем. Пекин занял позицию, согласно которой избирательное сотрудничество нереально до тех пор, пока администрация Байдена проводит враждебную политику и вмешивается во внутренние дела Китая. При этом Global Times отмечает: — «Пресс-релизы, выпущенные обеими сторонами, были более позитивными в соответствующих контекстах. Это говорит о том, что встреча была продуктивной. В обоих публичных пресс-релизах не было негативных описаний и обвинений в адрес другой стороны. Различия между двумя странами были только в более тонких формулировках». Сообщается, что официальные лица США позже сообщили СМИ, что Салливан и Янг также обсуждали возможность видеовстречи между главами двух государств до конца этого года.

Ясно, что разногласия между США и Китаем носят серьезный характер. Китай не примет претензий США говорить «с позиции силы». С другой стороны, в последнее время становится очевидным, что риторика администрации Байдена смягчается — перестает быть конфронтационной и постоянно подчеркивается, что Вашингтон не хочет «новой холодной войны».

Открытые заверения президента Байдена в отношении Тайваня накануне встречи в Цюрихе были действительно очень значимыми, сигнализируя о том, что США хотят предотвратить перерастание конкуренции в конфронтацию. Если бесцеремонное отступление от ситуации, связанной с домашним арестом руководителя Huawei Мэн Ваньчжоу, несло определенный позитивный сигнал, AUKUS, как его видит Пекин, оказался более острой темой в трансатлантическом альянсе. Между тем администрация Байдена практически закрыла дело о происхождении Covid.

Важнее всего то, что торговый представитель США Кэтрин Тай заявила в понедельник в своем выступлении в аналитическом центре Центра стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне, что США проведут «откровенные переговоры» с Китаем по вопросам торговли в ближайшем будущем. Пекин воспринял это как позитивный сигнал о том, что можно ожидать конструктивных переговоров. Переговоры будут включать торговое соглашение Фазы 1, но Тай сказал, что они не предназначены для «разжигания торговой напряженности с Китаем». (Китай пропустил покупку дополнительных товаров на 200 миллиардов долларов в США в 2020-м и 2021-м годах). Интересно, что Тай также говорил о «целевом процессе исключения из тарифов» для освобождения от таможенных пошлин, налагаемых на китайские товары на 370 миллиардов долларов в год. предыдущей администрацией Дональда Трампа.

«Тарифная война» Трампа оказалась контрпродуктивной и нанесла ущерб американским потребителям и производителям. США не смогли ни найти альтернативы китайским товарам, ни заставить промышленные сети уйти из Китая. Забегая вперед, можно сказать, что тарифы только ослабят усилия администрации Байдена по борьбе с инфляцией. Примечательно, что Тай сообщила о чистой прибыли еще до начала торговых переговоров — что администрация Байдена не намерена добиваться экономического отделения от Китая, и вместо этого она будет работать над «воссоединением», которое принесет больше выгод. для американского бизнеса, включая более широкий доступ к огромному рынку Китая.

В политическом плане для Байдена будет иметь огромное значение, если Китай увеличит закупки сельскохозяйственной продукции в США. По имеющимся данным, в середине сентября китайские компании разместили новые заказы только на миллиона тонн сои в США. Как только внимание вернется к торгово-экономическим вопросам, взаимозависимость в отношениях между США и Китаем может только углубиться и придать новый импульс всем отношениям. Синьцзян, Гонконг и т. д. — это лишь второстепенные проблемы, которые выходят на первый план, когда взаимодействие остается неоптимальным.

Несомненно, в отношениях есть глубокие противоречия, которые не исчезнут после проведения саммита. На данном этапе Байден надеется достичь менее амбициозной цели — стабилизации отношений и, если возможно, обращения вспять опасной нисходящей спирали в последнее время. Это означает создание пространства для дипломатического маневра. Безусловно, это требует от США прагматического подхода, направленного на недопущение неоправданной эскалации напряженности. В этом и заключается загвоздка. Пока остаются источники напряженности, еще предстоит увидеть, удастся ли сохранить положительную тенденцию. Еще многое может пойти не так.

Тем не менее, есть и более глубокий взгляд. Китай не может быть обвинен в неспособности Вашингтона адаптироваться к его подъему. Чрезмерное внимание к расширению НАТО с 1990-х годов, дорогостоящие переоценки ближневосточных войн в следующие два десятилетия, и все это на фоне ужасающей неспособности решить надвигающиеся внутренние проблемы, включая разрушающуюся инфраструктуру и сбои в системе государственного образования — в этом нельзя винить Китай. Тем не менее, взгляд, что Китай является главным конкурентом и даже противником США, стал широко распространяться и укореняться в Америке. Когда дело доходит до Китая, своего рода прочный двухпартийный антироссийский консенсус в Конгрессе, возможно, не связывает руки Байдену, но нельзя исключать нежелательное вмешательство Конгресса.

Хорошо то, что европейские союзники США поддерживают взаимодействие Байдена с Китаем. Многие правительства Европейского союза также признают системное соперничество, присущее отношениям с Пекином, но большинство европейцев по-прежнему не рассматривают Китай как угрозу своему образу жизни, и лишь очень незначительное мнение поверит, что Китай правит миром.

М.К. БХАДРАКУМАР