Абхазия начинает свой «взлет» – оппозиция против
В рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума Россия и Абхазия подписали межправительственное Соглашение о реконструкции международного аэропорта «Сухум» имени В.А. Ардзинба и восстановлении авиасообщения между двумя странами. Это еще не запуск аэровокзала, но уже очень большой шаг вперед. Правда, не все оказались рады этому договору.
Сделка века
Вице-премьер и министр экономики Абхазии Кристина Озган заявила, что подписание соглашения по восстановлению аэропорта одно из главных событий за всю историю независимости государства.
«Без преувеличения могу сказать, что для нашей страны – это очень важное событие. Событие, которого мы ждали почти 30 лет. Реализация этого инвестиционного проекта окажет значительное влияние на развитие экономики Абхазии».
Эпопея с запуском воздушной гавани длится уже многие годы. Проблему пытались решить при президентах Багапше, Анквабе и Хаджимба, но дальше слов и обещаний дело не шло. Договориться с инвесторами не получалось. После прихода к власти Аслана Бжания в Минэкономики заявили, что аэропорт откроется в 2024 году. К концу 2022 года оказалось, что нет ни инвестора, ни четкой цены вопроса. Все были уверены, что чиновники положили под сукно рассмотрение вопроса.
Однако, 9 июня 2023 года в Абхазию прибыла российская делегация во главе с заместителем председателя правительства РФ Александром Новаком. После посещения стратегических объектов республики Новак анонсировал скорое подписание межправительственного соглашения по реконструкции аэропорта имени В.Г. Ардзинба.
375 000 довольных пассажиров
Самого документа в открытом доступе нет, но по словам Кристины Озган, он определяет условия и обязательства сторон при реализации проекта и, в частности, предоставление Республикой Абхазия особого инвестиционного режима, предусматривающего преференции и льготы.
Про это же говорил и министр экономического развития России Максим Решетников, делая акцент на государственных гарантиях как российских, так и абхазских. Реализовывать проект будет частный инвестор без привлечения денег из федерального бюджета.
Работы по запуску воздушного хаба будут осуществляться в два этапа. По предварительной оценке Минтранса России, Росавиации и потенциального инвестора стоимость первого этапа реконструкции составит 6,5 млрд рублей. Этих денег хватит для того, чтобы принимать самолеты и перевозить в год более 375 000 пассажиров. Второй этап начнется после увеличения пассажиропотока. По оптимистичным прогнозам Сухумский аэропорт заработает в четвертом квартале 2024 года.
Хаджимба против
Пока сложно сказать какие гарантии и преференции предусмотрены для инвестора. Но можно предположить, что главным бонусом будет передача в собственность всех (или оговоренных) построенных объектов, получение под застройку земельных участков и налоговые льготы.
Абхазские оппозиционно-националистические каналы тут же начали раскручивать тему «Кому Анкваб подарил Сухумский аэропорт?». При этом, в интервью Решетникова, говорилось о том, что в соглашении идет речь о гарантиях для инвестора и критериях его отбора по конкурсу. Не понятно зачем на ровном месте разгонять волну недовольства? Как эти люди вообще себе представляют реконструкцию такого дорогостоящего объекта?
Как, к примеру, собирался запустить воздушный коридор Рауль Джумкович Хаджимба (чьи сторонники громче всех и возмущаются), который начиная с 2014 года обещал открытие авиасообщения «в ближайшие год-два»? Вряд ли он рассчитывал, что прилетит волшебник на голубом вертолете и бесплатно отстроит находящийся, в плачевном состоянии убыточный объект. Впрочем, может быть и рассчитывал, поэтому все переговоры с инвесторами заканчивались безрезультатно.
Прошлая власть также благополучно закинула в долгий ящик законопроект о государственно-частном партнерстве, который кстати по словам Озган «будет готов через пару месяцев». ГЧП как раз идеальный вариант для, восстановления инфраструктурных объектов за счет инвесторов, к которым, безусловно, относится и аэропорт «Сухум».
В общем, уже начавшаяся истерия вокруг этой темы имеет четко выраженные политические мотивы, так как хорошо вписывается в стратегию абхазской оппозиции, обвиняющей действующие власти в распродаже Республики, но при этом не добившись результатов в период собственного руководства страной и не имеющей конкретной программы выхода из экономического кризиса сегодня.