Адресный курс: почему в России перестраивают программы помощи бизнесу
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g»>Адресный курс: почему в России перестраивают программы помощи бизнесу1 прочтениеВчера
Правительство РФ еще в 2022 году разработало комплекс государственных мер поддержки малого бизнеса. Многие из них продолжают действовать и в 2024. О том, насколько эффективно работают эти меры господдержки, АБН24 рассказал предприниматель Владимир Леваков.
На фоне повышения ключевой ставки актуальность механизмов государственной поддержки для российских предприятий стала еще более ощутимой. Доступ компаний к заемному финансированию усложняется, а потребность в альтернативных мерах, напротив, растет. По словам эксперта, состояние малого и среднего предпринимательства является своеобразным индикатором состояния экономики в целом. Когда бизнес испытывает трудности, это сказывается на ключевых социально-экономических показателях.
«Действующих программ господдержки развития промышленности вполне достаточно. Сегодня есть большое количество инструментов, которыми можно пользоваться: от компенсации инвестиций в обучение персонала до предоставления льготных займов. Но для достижения поставленных целей как со стороны государства, так и со стороны субсидируемых предприятий малого и среднего бизнеса нужен постоянный процесс взаимодействия двух заинтересованных сторон – бизнеса и региональных органов власти, нужно доверие и готовность к взаимной работе, искренняя общность целей», – отметил Владимир Леваков.
Однако следующая пятилетка не будет для российских предпринимателей такой благоприятной. В период с 2025 по 2030 год власти намерены сократить финансирование программ поддержки малого и среднего бизнеса на 21%. Основные изменения затронут льготное инвестиционное кредитование предприятий МСП. Изначально Минэк запрашивал на реализацию проекта 600 млрд рублей в базовом сценарии и 500 млрд рублей в консервативном варианте, но Минфин сократил эту сумму почти вдвое. Это связано с необходимостью оптимизации бюджетных расходов и переориентацией поддержки на достижение качественных, а не только количественных показателей. С такой позицией согласился и Леваков.
«Должен быть сделан следующий логичный шаг – трансформация этих программ и проектов со стороны бизнеса, их преломление к конкретному сегменту рынка, к конкретному продукту. Бессмысленно ждать от государства целей по каждой продуктовой группе, по каждому артикулу – это не его задача. Должна быть инициатива снизу. Например, наш Президент сказал, что примерно 75% рынка лекарств имеет российские решения, а что с остальным? Вне всяких сомнений, четверть рынка фармацевтических препаратов – огромный спрос в деньгах, который мало зависит от внешней конъюнктуры, следовательно, должно быть адекватное предложение со стороны бизнеса», – пояснил предприниматель.
Фото: pxhere.com Фото: pxhere.com
Впрочем, оптимизация механизмов поддержки МСП не обязательно должна привести к ухудшению ситуации для предпринимателей. Акцент, по мнению эксперта, должен быть сделан на более адресных и качественных мерах, нацеленных на устойчивое развитие малого и среднего бизнеса.
«Взять только промышленность Петербурга – здесь десятилетиями создавался развитый автомобильный кластер, который сегодня находится в простое – его можно и нужно перезапускать! Аналогичная история с целым рядом финских производителей, начиная от известных брендов кондитерских изделий и молочных продуктов до монополистов по производству мощных современных двигателей, используемых в судостроении, которые ушли с российского рынка, но спрос никуда не исчез. Напротив, он вырос, как, например, в сегменте малой коммунальной техники, которой, очевидно, не хватает. Таких примеров – сотни, но для реализации в каждом конкретном случае необходима более осознанная позиция со стороны предпринимателей», – отметил эксперт.
Именно предприниматели, по мнению эксперта, должны стать движущей силой изменений, а государству необходимо лишь создавать условия и поддерживать эти инициативы.