«Академик Черский» странно замедлился на прокладке «Северного потока-2»

«Академик Черский» странно замедлился на прокладке «Северного потока-2»

Завершив датский участок «Северного потока-2», трубоукладочная баржа «Фортуна» вышла в экстерриториальные воды Германии на помощь «Академику Черскому» для работы над финальным отрезком газопровода. Участвующие в строительстве суда, в том числе снабжающие проект необходимым оборудованием и комплектующими, проигнорировали очередные санкции, накануне предъявленные США.

При сохранении нынешних темпов укладки к середине осени труба может достигнуть точки назначения — немецкого порта Грайфсвальд. Американцы уже смирились с тем, что не в силах остановить этот процесс, и теперь, скорее всего, ищут способ, как помешать полноценной работе СП-2 на сухопутном маршруте в Европе.

В немецкие воды «Фортуна» вышла на всех парах, набрав практически крейсерскую скорость укладки трубопровода в 1,2 км в сутки. Такими темпами баржа может завершить оставшиеся 12,5 км газовой нитки «В», строительство которой поручено судну, максимум за две недели и перейти к подсоединению своего участка с отрезком «А», которым занимается «Академик Черский». Формальных препятствий продвижению «Фортуны» по своему маршруту не существует: все разрешительные документы от немецких чиновников давно получены, а синоптики прогнозируют благоприятную погоду в ближайшее время. Работе баржи не помешали и новые американские санкции, введенные Вашингтоном против более десятка участвующих в проекте судов.

Тем временем «Академик Черский» пока не готов похвастаться аналогичными темпами продвижения: за последние несколько недель судно уложило всего 8 км из 85 км недостроенной нитки «А». Хотя после модернизации «Академик» должен был разогнаться до 2 км в сутки, его нынешняя ежедневная скорость в среднем не превышает 500 метров. Более того, поступает противоречивая информация об остановке работ трубоукладчика: по одним сведениям, юристы «Газпрома» и компании-оператора Nord Stream 2 оценивают последствия очередных санкций США; по другим — происходит замена экипажа и осуществляются ремонтные работы на самом судне. В пользу последней версии говорит то, что к «Черскому» в срочном порядке из Калининграда выдвинулось многофункциональное судно Artemis Offshore, которое может везти запчасти и новую бригаду строителей.

В соответствии с обновленным графиком, представленным Федеральным управлением водных путей и судоходства Германии, свой участок «Академик Черский» должен завершить не позднее сентября. Впрочем, если судно ускорит темпы укладки, то к берегам Германии газопровод может выйти уже в середине лета.

Затем начнутся испытательные и пусконаладочные работы, которые в зависимости от погодных условий займут 2-3 месяца, полагает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Непосредственное подключение к немецким распределительным магистралям отнимет не более одной-двух недель, поскольку сухопутный участок трубопровода в Германии уже давно готов к эксплуатации. Теоретически, как и прогнозируют немецкие политики, уже в начале 2022 года европейские потребители смогут получить первый коммерческий газ из России по новому маршруту.

Впрочем, после достройки морской части проблем у «Северного потока-2» только прибавится. Вашингтон не скрывает, что газопровод все еще остается в его «черном списке» самых враждебных российских экономических проектов. Это подразумевает дальнейших прессинг задействованных в работе сырьевого маршрута компаний. Причем, скорее всего, американцы не только пойдут по проторенной дорожке и продолжат атаки посредством многочисленных природоохранных организаций Старого Света. Возможно, противостояние в таком ключе не принесет серьезных успехов, однако европейским судебным инстанциям придется рассматривать каждый иск экологов, поэтому число бюрократических препон для полноценной эксплуатации СП-2 рискует резко возрасти.

«Также сохранится санкционное давление на газопровод. Очередные претензии будут следовать с завидной периодичностью, а их объектом обещают стать сначала фирмы, обеспечивающие сертификацию трубы, а затем поставщики необходимых для эксплуатации газопровода оборудования и запчастей, большинство которых не имеют российских аналогов, — предупреждает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — И тем, и другим могут пригрозить санкциями, если они продолжат сотрудничество с «Газпромом».

Обойти эти преграды за счет поиска новых сертификационных структур или закупки комплектующих через третьих лиц вполне возможно, однако усилия американцев окажутся не напрасными, поскольку трубопровод далеко не всегда будет работать на полную мощность, а его рентабельность снизится».