Алекперов покидает пост главы Лукойла. Что будет с компанией?
Сегодня свой пост покинул бессменный президент нефтяной компании «Лукойл» Вагит Алекперов. Он занимал этот пост с 1993 года. Подобное означает, что «Лукойл» могут ожидать серьезные перемены.
Об уходе Алекперова впервые заговорили в 2018 году. Повод дал сам тогдашний президент компании, заявив, что готовит преемника. Но за прошедшие 4 года, несмотря на постоянно появляющуюся информацию о возможной смене руководства «Лукойла», никаких конкретных изменений не происходило.
Тем не менее, сейчас данный вопрос актуализировался. Имеется следующая информация:
Разумеется, нельзя утверждать, что так оно и будет. И вообще оперировать данной информацией, делая соответствующие выводы. Однако актуальным остается вопрос, сохранится ли Лукойл в его нынешнем виде?
Разумеется, сфера добычи углеводородов должна контролироваться государством. Никакая частная «свобода творчества» здесь не допустима. Впрочем, если говорить о Лукойле, то, несмотря на частную структуру собственности, компания следовала в русле государственной политики. Действительно, чистую прибыль государство не получало, но, если говорить о критически важных сферах экономики, то прибыль здесь не главное.
Главное — развитие отрасли, обеспечение внутреннего рынка доступным и дешевым топливом, организация бесперебойного экспорта. С этими задачами Лукойл справлялся, а налоговые отчисления компании в консолидированный бюджет в несколько раз превосходили прибыль.
В целом, Лукойл можно признать эффективной компанией. Не последнюю роль здесь сыграло наличие здоровой конкуренции с той же «Роснефтью».
Из минусов отметим следующие. Несмотря на отчаянные попытки расширить деятельность за пределами России, «Лукойлу» это удавалось крайне сложно. Наиболее успешный проект — Западная Курна-2, где добыча а настоящий момент составляет около 400 тыс б/с. Но, во-первых, одного такого проекта мало. Во-вторых, полученные деньги все равно пролетают мимо России, направляясь на голландский офшор LUKOIL International Services B.V (во всяком случае, так было в прошлом году).
Второй недостаток «Лукойла» — весьма слабое развитие нефтехимии. Да, имеется ряд неплохих проектов (напр., в Нижнем Новгороде), но их даже суммарный масштаб не соответствует уровню компании «Лукойл». Тот же Запсибнефтехим открыл «Сибур», а не профильная нефтяная компания. Например, та же «Роснефть» который год бьется с Минфином за ВНХК. У Лукойла ничего подобного нет.
Третий момент — «Лукойл» активно не инвестировал в создание предприятий по производству оборудования для ТЭК. Впрочем, это отдельный вопрос, который касается абсолютно всей нефтегазовой сферы.
На наш взгляд, вопрос должен лежать не в плоскости создавать ли одну большую государственную нефтяную компанию (напр., Лукойл + Роснефть) или же оставить все, как есть.
В данной отрасли должны работать вертикально-интегрированные предприятия, который закрывают собой все сферы, начиная от добычи, заканчивая производством оборудования. Конечно, все это должно находиться под контролем государства. Тем не менее, создавать единую компанию вряд ли целесообразно.
У нас имеется условный «агрегатор» госкомпаний в энергетической сфере — Роснефтегаз. На наш взгляд, куда эффективнее собрать под его эгидой разрозненные активы. Тот же «Лукойл». Роснефтегаз должен стать госпланом в энергетической сфере, администрируя отрасль.
Роснефтегаз должен контролировать, как минимум, следующие секторы:
- Добыча нефти
- Переработка нефти
- Транспортировка нефти и нефтепродуктов (как по трубе, так и кораблями)
- Нефтехимия
- Разработка и производство оборудования для ТЭК
- Определение ценовой политики для внутренних потребителей
- Осуществление внешнеэкономической деятельности (как экспорт, так и участие в зарубежных проектах)
- Подготовка кадров для ТЭК
Результата можно будет достичь только в том случае, если для всех компаний топливно-энергетического комплекса будут определены единые цели. Разумеется, они не должны быть направлены на извлечение прибыли. То есть, цели должны быть нефинансовыми (за исключением внешнеэкономической деятельности, но и то, с оговорками). А вот уже внутри общего плана компании могут свободно конкурировать между собой, выбирая свой подход к достижению заданных показателей, внедряя различные методы работы.
Поэтому нынешний вопрос Лукойла — это не только и не столько вопрос собственности, сколько вопрос общей политики государства в энергетической сфере.