«Аллигатор» и ЛМУР, теперь навсегда вместе. Представлена первая серийная машина Ка-52М с интегрированным «изделием 305» и это будет «бомба»
Ка-52 и ракета ЛМУР (белая ракета на пусковой установке под крылом), безусловно, одни из лучших в своих классах виды вооружения. Но объединить их вместе оказалось сравнительно непросто. Фото МО РФ
Российский ударный боевой вертолёт Ка-52 «Аллигатор», несмотря на очевидные успехи с самого начала боевой карьеры, достаточно часто подвергался критике. Иногда обоснованной, но чаще всего, вбрасываемой в информпространство, как элемент грязной конкуренции. Вспоминается история о том, как через полгода после поступления вертолёта на вооружение египетского военно-морского флота, внутри Египта началась кампания по дискредитации камовской машины. Напомню, что в 2016 году «страна фараонов» купила у Франции на деньги саудовских шейхов два универсальных десантных корабля типа «Мистраль», предназначенных для России. Париж тогда в одностороннем порядке разорвал контракт, и теперь можно только подпрыгивать и радоваться, что именно так и произошло. Тем более, всё обернулось хорошо, и наша оборонная промышленность смогла сделать ещё один широкий шаг на египетский рынок, потерянный в середине 70-х. Сами корабли делались исключительно под морскую версию Ка-52, и выбор Египтом наших вертолётов выглядел более чем определенным. К тому же у египетских генералов накопилась масса критики к модификации «Апачей», которые им поставляли США. Его называли «машиной для парадов» из-за откровенно плохого качества и слабых боевых характеристик. «Камов» же в Египте (первая партия вертолётов поступила летом 2017 года) почти сразу залетал и моментально принялся гонять североафриканских бармалеев из запрещенной ИГ на Синае. В Египте сразу заговорили о новой партии грозных российских машин.
Это, пожалуй, единственный случай, когда Ка-52 и «Апач» оказались на вооружении одной армии. Сравнение двух вертолётов было не в пользу американского. Кадры фильма МО Египта о камовской машине.
Но кому-то за океаном эта ситуация показалась недопустимой, и на «Аллигатора» в местных, а затем и в международных изданиях вылили тонны грязи. Запустил эту кампанию лжи американский авиационно-военный портал The Defence Blog, с ссылкой, как это водится в таких случаях, на неназванные источники. Как вскоре выяснилось, американское издание просто выполняло маркетинговое задание мегаконцерна «Боинг», которому сейчас принадлежит торговая марка AH-64 Apache. На кону стояла большая партия из 42 машин, и «Боинг» не побоялся пойти не прямой подлог, чтобы уничтожить конкурента. Точку в этом споре поставил глава Комиссии и службы по поставкам вооружений Армии Египта , генерал Тарек Саад Заглюль, заявив, что, цитата: «Ка-52 самый современный вертолёт Армии Египта, полностью отвечающий её задачам, прошедший проверку боями в Синае и нам безразлично мнение прессы по этому вопросу». А дальше вы знаете. Проделав минимальную работу над ошибками, «Аллигатор» стал, по меньшей мере, одним из лучших ударных вертолётов на планете. И единственное чего ему не хватало, так это хорошей тяжелой (по вертолётным меркам) ракеты, с заложенным принципом «выстрелил и забыл», вроде американского «Хеллфайра», он же британский «Бримстоун».
На сегодня ЛМУР одна из самых мощных вертолётных ракет, с ювелирной точностью. Благодаря её повышенной дальности, вертолёт может работать не только вне пределов действия ПЗРК, но и опасных зенитно-ракетных комплексов малой дальности. Фото производителя, коломенского КБМ
Примерно в то же время, когда египтянам пришлось защищать поруганную честь нашего вертолёта, в Сирии начались испытания той самой ракеты, которой так нашему вертолёту не хватало. Это, пожалуй, первый на моей памяти раз в истории, когда заказчиком столь серьёзного оружия выступила ФСБ, а не российское военное министерство. Наши контрразведчики использовали заброшенный по неизвестным причинам проект 2007 года и получили для своих спецвертолётов Ми-8АМТШ-ВН «Сапсан» отличный инструмент. Многоцелевую ракету, максимально универсальную, с полностью автоматизированными функциями прицеливания. И, что немаловажно в нынешних реалиях, с камерой в головной части, снимавшей небольшое кино, прежде чем поразить цель.
Так явилась на свет ЛМУР, лёгкая многоцелевая управляемая ракета, известная также, как «изделие 305». Кино, которое снимали для ФСБ ЛМУРы в Сирии, где ракета частенько залетала прямо в окошко домов и схронов лидеров разных бандитских группировок, очень понравилось нашим военным. Но существовала проблема. ЛМУР хоть и называется легкой, но весил (105 кг) почти в три раза больше «Вихря» и в два AGM-114 Hellfire. Интегрировать её со сравнительно небольшими ударными вертолётами оказалось достаточно нетривиальной задачей. Первой такой машиной стал Ми-28НМ, испытавший ЛМУРы в начале 2022 года. С «Аллигатором» всё получилось заметно сложнее. Понадобилось полтора года проб и ошибок, чтобы научить наш лучший ударный вертолёт нести сразу до четырёх таких ракет.
Так выглядит пусковая установка ЛМУР на Ка-52. Фото Ростех
Игра явно стоила свеч. ЛМУРы мало того, что сразу стали отличным дополнением к штатному вооружению, но и заметно увеличили функционал Ка-52, превратив его в, пожалуй, самый мощно вооруженный аппарат такого класса. И на днях пришло хорошее известие, что был выпущен первый серийный «Аллигатор», со специальными пусковыми установками для «изделия 305», с дальностью поражения более 15 км, полностью автоматизированными захватом и удержанием цели и мощной боевой частью (25 кг). Работу ЛМУРа многие из нас видели в прошлом году в отличных роликах, где ракета была «сама себе оператором». Сейчас таких роликов стало меньше, но запуски ЛМУР постоянно фиксируются. А с интеграцией «изделия 305» и его загадочного пока продолжения «изделия 306» на «Камов», надеюсь, их станет ещё больше. Работа проделана большая, и такие усилия не пропадут зря.
Источник