«Аллигатор» или «Ночной охотник»? Почему несмотря на очевидные боевые успехи Ка-52, Ми-28 на оружейном рынке продаётся заметно лучше?
События нынешнего лета вывели российский ударный вертолёт Ка-52 "Аллигатор" на самый топовый уровень машин такого класса. На сегодня в сети выложено более 210 эпизодов его применения. Ещё тринадцать зафиксированных ударов приходится на новейшую модификацию "Аллигатора" Ка-52М. Учитывая, что речь идёт о сверхзвуковой ракете 9М127, высокоточного противотанкового ракетного комплекса "Вихрь", практические каждый из них заканчивался уничтожением неприятельской техники. Ни один современный танк, или, тем более, бронетранспортёр, пережить удар такой высокоскоростной ракеты, с боевой частью свыше 8 кг, просто не в состоянии. За последние 10-15 лет это очевидный рекорд. Больше того, это неполный список. Далеко не все видео ударов выложены сегодня во всемирную сеть. Столь результативной работы новейшая военная история не знала со времен операции "Иракская свобода", а проще говоря, наземного вторжения США в Ирак в 2003-м, когда достаточно неплохо проявил себя McDonnell Douglas AH-64 Apache. Но американская разработка не подвергалась и десятой части зенитного противодействия, через которое пришлось пройти российской машине. Сейчас оба эти вертолёта имеют фактически равные результаты, если судить по эпизодам боевого применения, где у "Апача" (начало эксплуатации зима 1984 года) по сравнению с куда более новым "Аллигатором" (принят на вооружение в ноябре 2011 года) имеется солидная временная фора.
"Аллигатор" на боевом, это по-настоящему страшно. Фото МО РФ
Мечты: французский генерал предрек поражение армии Мали без французов. Реальность: с помощью наших инструкторов освобождено 20 городов
Практика, которая, как известно, критерий истины, показывает, что на сегодня Ка-52, без всякого сомнения, является самым результативным ударным вертолётом на планете. И если "Апач", за счёт прошлых боевых заслуг, ещё может с ним как-то потягаться, то все другие "одноклассники", а их не так и много, не стоят в этом ряду даже близко. Единственное исключение, пожалуй, составляет наш же российский вертолёт Ми-28 и его самая известная модификация "Ночной охотник". За последние два года зафиксировано около трёх десятков результативных ударов (тоже список далеко не полный), и мало кто сомневается, что "Ночной охотник" вертолёт дельный и мощный. Но до успехов "Аллигатора", ему, при всем уважении, всё же далековато, хотя вместе они представляют очень гармоничную боевую пару. И тем более удивительно будет узнать, что как экспортный товар Ми-28 котируется намного выше "Аллигатора".
Пока британская разведка в докладах пачками "уничтожает" С-400, индийцы провели большие учения Триумфа против Рафалей . Что из этого вышло?
На сегодня у "Ночного охотника" зафиксировано четыре иностранных оператора (Ирак, Алжир, Уганда, Иран). Причем учитывая секретность, которая окружает сейчас российские поставки на экспорт военной техники, этот список может быть и неполным. Огромный интерес к нему проявляли Бразилия и КНДР. Последним на сегодня и самым крупным покупателем Ми-28НМЭ стала Исламская Республика Иран (ноябрь 2023 года). Благодаря иранскому контракту, "Ночной охотник" теперь является вторым по продаваемости вертолётом 21 века, немного обогнав вообще почти не воевавший Еврокоптер "Тайгер". Ка-52 "Аллигатор", при этом, не входит даже в первую пятерку, имея лишь один завершенный контракт для Египта и отложенные из-за "короны" поставки для ВМС НОАК Китайской Народной Республики. Это конечно, парадоксальный случай, что самый результативный вертолёт века не очень-то и продаётся, а дела его, скажем так, менее "зубастого" конкурента, из числа российских разработок, явно идут в гору. Но тому есть целый ряд вполне убедительных объяснений.
Карьера Ми-28 началась с серьезной неудачи. Он проиграл фактически беспроигрышный тендер "Апачу" на поставки в ВВС Индии. Но разработчики не сложили руки и сегодня "Ночной охотник" второй по количеству продаж в мире, несмотря на яростное противодействие США. И это тоже говорит в его пользу. Фото МО РФ
Начнём с того, что у Ми-28 был шикарный боевой дебют, причем в составе армейской авиации другой страны. Об этом у нас достаточно мало рассказывают, и совершенно напрасно. Именно работа в поддержке наземных действий несчастной иракской армии против запрещенного ИГ, во многом и стала первопричиной его удачной экспортной судьбы. В 2014 году Ми-28 был поставлен для ВВС Ирака, причем фактически в авральном режиме. Пикапы "даишей" тогда уже атаковали пригороды Багдада, и даже строжайший запрет США на поставки российской техники не помешал иракским властям архисрочно закупить партию Ми-28НЭ в самый критический момент. Всего было поставлено 16 машин. Все они, почти сразу же, стали принимать очень активное участие в боях. Российские поставки тогда буквально переломили ситуацию. Из-под Багдада бандитов удалось изгнать примерно через полгода, и пара Ми-28 +Ми-35, с помощью боевых "каруселей", подавила самую мобильную часть бандитского воинства — пикапы с крупнокалиберными пулемётами и ПТРК. Коммуникации "даишей" были прерваны, и иракская армия постепенно перехватила инициативу. Всего вертолёт за время войны в Северном Ираке (2014-2017 гг) совершил более 3800 боевых вылетов и поучаствовал во всех крупных операциях разношерстных сил, воевавших тогда с запрещенными игиловцами. Именно там его и заприметили бойцы иранского КСИР, чье участие в этой необычайно ожесточенной битве с террористическим интернационалом, наравне с российской техникой, в основном и стало причиной успехов деморализованной в начале войны правительственной Армии Ирака. Ми-28 отлетал двухлетнюю войну без потерь и оставил о себе очень хорошую память на Ближнем Востоке и в соседних регионах. Благодаря этому поистине боевому дебюту состоялись контракты с Алжиром и Ираном. Англоязычный иранский военный журнал Iranian Military Journal, рассказывая о новом вертолётном контракте с Россией, в статье от 10 декабря 2023 года пишет следующее:
"Наши солдаты познакомились с Ми-28 в ходе боев за Тикрит, в марте 2015 года. Всякий раз, когда западная коалиция прекращала вылеты в поддержку иракской армии, из-за наличия в её рядах огромного количества проиранских бойцов, штурмовик Су-25 и вертолёты Ми-28 и Ми-35, оставались единственным средством поддержки наших усилий с воздуха. Без них война с ИГ стала бы более кровавой и затяжной. Мы рады поставкам этой машины для КСИР. Она, несомненно, усилит потенциал "стражей", которым до сих пор приходилось летать на американских "Кобрах" времен войны во Вьетнаме".
Ми-28 ВВС Ирака ведет огонь по ИГ в районе Мосула. Иракцы полюбили эту машину и хотели дозаказать ещё 24 единицы, но поскольку они фактически оккупированы американцами, те буквально заставили их приобретать старые Bell 206. Фото МО Ирака.
Из всего этого можно сделать вывод, что Ми-28 стал набирать популярность ровно с того момента, как впервые отлично проявил себя в реальных боях. И это произошло не сразу. Ка-52 "Аллигатор" проявил себя гораздо позднее, и вся его деятельность в последние 5-7 лет подвергалась настоящей информационной атаке, где западные "эксперты" не утруждали себя даже намёком на объективность. Но нынешнее лето расставило всё по местам. Думается, что и "Камов" со временем станет отличным экспортным товаром, однако пока он и у нас в армейской авиации нужен не меньше. А "Ночному охотнику" хочется пожелать новых успехов на этом поприще. Это отличная мощная машина, и тот факт, что она больше полюбилась нашим союзникам, можно только приветствовать.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!