Алмазный картель в панике

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g» itemProp=»headline»>Алмазный картель в панике4 минуты97 прочтенийВчераВчераВыращенные в лабораторных условиях бриллианты поглощают рынок предметов роскоши по завышенным ценамАлмазный картель в паникеИскусственный бриллиант, созданный в лаборатории в Нью-Йорке 7 мая 2015 года. Тимоти А. Клэри/AFP через Getty Images.Искусственный бриллиант, созданный в лаборатории в Нью-Йорке 7 мая 2015 года. Тимоти А. Клэри/AFP через Getty Images.

В последние годы на рынке бриллиантов происходит что-то странное. В период инфляции, когда другие товары, «являющиеся средством сбережения», такие как золото и серебро, дорожают, цены на бриллианты стремительно падают. С момента пика в марте 2022 года индекс цен на бриллианты снизился более чем на 40 процентов. За тот же трёхлетний период цены на золото и серебро выросли на 42 процента и 25 процентов соответственно.

Чем объясняется относительно внезапное и довольно резкое падение цен на бриллианты? Дело в спросе? Женщины больше не считают бриллианты «лучшими друзьями девушек»?

Падение цен на бриллианты, по-видимому, не является частью нормального цикла спроса с максимумами и минимумами, который в конечном итоге возвращается к восходящему тренду. Трёхлетнее падение цен на бриллианты может отражать не циклический спад, а начало долгосрочного, устойчивого спада. Если это так, то эта эпоха знаменует собой конец 100-летнего маркетингового пузыря в ценах на бриллианты. Ответ на вопрос, почему это может быть так, кроется в цепочке поставок, а не в изменении спроса.

Ники Оппенгеймер, заместитель председателя правления алмазного конгломерата De Beers, однажды сказал группе журналистов: «Драгоценный камень — это идеальный предмет роскоши. Он не имеет практического применения. Мужчины и женщины хотят иметь бриллианты не за то, что [бриллианты] могут сделать, а за то, чего они хотят». Компания De Beers успешно создала собственный спрос с помощью маркетинговой кампании середины XX века и слогана «Бриллианты вечны». Благодаря усилиям De Beers бриллианты стали олицетворением романтической любви и супружеских обязательств. Рынок обручальных колец с бриллиантами стремительно рос, и цены тоже.

Это был настоящий подвиг для De Beers. Среди драгоценных камней алмазы являются наименее редкими. Ежегодно добывается около 135 миллионов карат. С начала истории из недр земли было добыто почти пять миллиардов карат. Только на семь стран, четыре из которых находятся в Африке, а также на Австралию, Канаду и Россию, приходится около 95 процентов мирового производства. Россия и Ботсвана являются крупнейшими производителями, на их долю приходится более половины от общего объёма. Только четыре компании — De Beers (ЮАР), «Алроса» (Россия), BHP Billiton (Австралия) и Rio Tinto (Бразилия) — контролируют две трети рынка. По сей день De Beers контролирует 35 процентов.

Компания De Beers создала Центральную торговую организацию (ЦТО) в 1934 году для управления и регулирования мировых поставок алмазов. ЦТО закупала алмазы на рудниках по всему миру, объединяла их и затем продавала избранной группе покупателей по ценам, установленным De Beers. ЦТО позволяла De Beers ограничивать мировые поставки, накапливая алмазы в периоды низкого спроса и выюрасывая их на рынок по мере роста спроса. CSO действовала как картель по фиксированию цен, чтобы поддерживать стабильные цены на более высоком уровне, чем в противном случае допустил бы рынок. Помимо CSO, De Beers скупала конкурирующие рудники и заключала эксклюзивные соглашения о закупках с конкурентами, обладая как монопольной, так и монопсонической властью.

К концу XX века монополия De Beers на отрасль начала ослабевать. В Канаде, Австралии и России, странах, не подконтрольных De Beers, были открыты крупные алмазные рудники. Усиление контроля со стороны регулирующих органов, в том числе эффективные антимонопольные меры в США и Европе, вынудили De Beers изменить свою практику. Тем не менее в отрасли, где было всего четыре крупных конкурента, картельное поведение продолжалось.

Настоящая угроза для алмазного картеля возникла лишь недавно, когда были созданы идеальные выращенные в лаборатории бриллианты.

Хотя синтетические бриллианты существуют с 1950-х годов, технология была недостаточно развита, чтобы составить конкуренцию натуральным бриллиантам на рынке. Сейчас это не так. Благодаря технологическому прогрессу искусственные бриллианты практически неотличимы от натуральных с точки зрения химических, физических и оптических свойств, включая твёрдость, цвет и чистоту. Современные выращенные в лаборатории бриллианты практически идеальны, в них нет включений и других дефектов, которые естественным образом встречаются в добытых бриллиантах.

Цена является важным фактором при переходе на искусственные бриллианты. Выращенный в лаборатории бриллиант может стоить меньше, чем его аналог, образовавшийся естественным путём и добытый в шахте. Выращенный в лаборатории бриллиант, идентичный высококачественному натуральному бриллианту весом в пять карат, который может стоить покупателю 250 000 долларов, можно купить за 20 000 долларов. Выращенный в лаборатории бриллиант имеет сертификат Геммологического института Америки, а сам бриллиант даже большинство геммологов не отличит от добытого в шахте.

Осведомлённость общественности о «кровавых алмазах», то есть алмазах, добытых в зонах конфликтов, привела к попытке сертифицировать источники поставок алмазов. Эта попытка оказалась неудачной, так как цепочка поставок была легко нарушена. Растущее понимание потребителями ужасающих условий труда, часто встречающихся при добыче алмазов, а также экологические проблемы также влияют на изменение спроса на выращенные в лаборатории бриллианты.

Никто из тех, кто занимается традиционной торговлей бриллиантами, не скажет ничего хорошего о синтетических алмазах. Но в этом нет ничего удивительного. На карту поставлены их средства к существованию, и участники отрасли, от самых скромных ювелиров до мировых домов моды, делают всё возможное, чтобы поддерживать иллюзию как можно дольше. Однако рыночные цены говорят им о том, что общественность больше не верит в эту историю.

Тенденции на рынке бриллиантов должны насторожить всех, кто рассматривает возможность покупки натурального бриллианта в качестве инвестиции или символа любви и преданности. Бриллиант может прослужить вечно, но его стоимость может упасть.