Амбиции США бросают вызов многополярной реальности, высок риск глобального конфликта

Быстро меняющаяся международная ситуация создает проблемы, которые можно решить только с помощью дипломатии. Великие державы должны признать национальные интересы друг друга, а затем приложить усилия для достижения компромиссов и поиска общих решений.

Амбиции США бросают вызов многополярной реальности, высок риск глобального конфликта

За последнюю неделю администрация Байдена интенсивно работала с Европой, чтобы оживить трансатлантический альянс.

В интервью профессор Гленн Дизен объясняет, как Соединенные Штаты противостоят реальности многополярного мира из-за своей идеологии «победитель получает все». Поступая таким образом, Вашингтон предрасположен к милитаризации отношений, прежде всего с Россией и Китаем..

Политика конфронтации направлена ​​на то, чтобы вбить клин между Европой, Россией и Китаем. Проблема Вашингтона в том, что такая политика невозможна в современном мире. Европейских союзников заставляют присоединиться к США, но это трудноосуществимая задача.

Использование риторики о «ценностях» и «правах человека» — это всего лишь уловка. Следствием этого является одностороннее применение санкций Западом. Но такая стратегия ведет к слабости и самоизоляции Соединенных Штатов — и Европейского Союза, если последний решит пойти по этому пути.

Профессор Дизен утверждает, что без компромиссов и взаимного уважения мировых держав, высшим риском может стать глобальная война. И он говорит: "На Соединенных Штатах и ​​Европе лежит ответственность за признание национальных интересов за пределами их собственных, с последующими усилиями по достижению компромиссов и поиску общих решений".

Гленн Дизен — профессор Университета Юго-Восточной Норвегии. Он также является редактором журнала «Россия в глобальной политике» и экспертом в дискуссионном клубе «Валдай». Он специализируется на подходе России к европейской и евразийской интеграции, а также на динамике отношений между Западом и Китаем.

Амбиции США бросают вызов многополярной реальности, высок риск глобального конфликта

Интервью

Вопрос: Администрация Байдена прилагает активные усилия по объединению Европы и НАТО, чтобы занять более враждебную позицию по отношению к России и Китаю: каковы геополитические цели Вашингтона?

Гленн Дизен: Лозунги «Америка вернулась» Байдена и «Сделаем Америку снова великой» Трампа нацелены на то, чтобы обратить вспять упадок Соединенных Штатов в международной системе. В то время как Трамп считал, что предоставление благ своим союзникам за счет гегемона приводит к потере конкурентоспособности США, Байден считает, что США должны сплотить своих союзников против главных противников. Геополитические цели остаются неизменными: сохранение доминирующего положения США в международной системе.

Главный вызов лидерству США — экономический, поскольку его конкуренты разрабатывают альтернативные технологии, стратегические отрасли, транспортные коридоры и финансовые инструменты. Однако США не удалось преобразовать зависимость союзников от безопасности в экономическую лояльность.

Европейский Союз использует китайские технологии и капитал, а Германия работает с Россией над строительством газопровода «Северный поток — 2».

Вопрос: Удастся ли Вашингтону протолкнуть то, что станет новой движущей силой холодной войны?

Гленн Дизен: Вашингтон, безусловно, ухудшает отношения как с Москвой, так и с Пекином, хотя неясно, заставят ли они европейцев последовать их примеру. Европейцы разделяют многие озабоченности Америки, но многие интересы ЕС и США по поводу Китая расходятся, и европейцы все больше обеспокоены подталкиванием России к Китаю.

Вопрос: Вы упоминали ранее, как цели Соединенных Штатов: а) воспрепятствовать сотрудничеству Европы с Россией в торговле энергоносителями; и б) препятствовать сотрудничеству Европы с Китаем в новых технологиях, торговле и инвестициях. Возможно ли достичь этого сегодня?

Гленн Дизен: Политика США направлена ​​на предотвращение возникновения многополярного порядка. На мой взгляд, это ошибочная цель, поскольку Вашингтон должен приспособиться к изменяющемуся международному распределению власти. Я утверждал, что США сталкиваются с дилеммой — они могут либо способствовать формированию многополярной системы, в которой США являются «первыми среди равных», либо стремиться сдерживать растущие державы для удержания своего гегемонистского положения. Но сдерживая рост России и Китая, США побуждают Москву и Пекин объединиться, зачастую в противовес США.

Вследствие этого глобальная экономика фрагментируется. Экономическое доминирование США опирается на их ведущие технологии, которые поддерживают их стратегические отрасли, контроль над морскими коридорами мира и контроль над основными банками развития и мировой резервной валютой. Поэтому Россия и Китай наладили стратегическое партнерство для развития своих собственных технологических экосистем, новых евразийских транспортных коридоров по суше и морю, а также новых финансовых инструментов, таких как банки, платежные системы и дедолларизация своей торговли. Таким образом, США обнаружат, что попытка изолировать Китай и Россию приведет к самоизоляции США.

Вопрос: Вы также упомянули, что Соединенные Штаты, возможно, пытаются повторить политику эпохи Никсона 1970-х годов, направленную на разделение между Китаем и Россией. Возможно ли это сегодня?

Гленн Дизен: Это кажется маловероятным. Никсон смог расколоть Советский Союз и Китай, связавшись с более слабой стороной, Китаем, на основе взаимных опасений по поводу могущества Советского Союза. Таким образом, США использовали более слабого противника, чтобы уравновесить более сильного.

Сегодня более сильным противником является Китай, и США, следовательно, придется обратиться к России. У Пекина нет причин выступать против Москвы, поскольку Россия не представляет угрозы для Китая, а партнерство России имеет жизненно важное значение для экономического роста Китая.

Амбиции США бросают вызов многополярной реальности, высок риск глобального конфликта

Общаясь с Москвой, можно многое получить, хотя это будет очень сложно. Россия не выступит против Китая. Ведущая роль США в Европе зависит от отлучения от неё России. А антироссийские настроения в США не позволяют найти точки соприкосновения. Кроме того, трудно переоценить возмущение Москвы по поводу экспансионизма НАТО по отношению к её границам.

Будущие историки, скорее всего, осознают ошибку, связанную с непринятием России в ЕС. После холодной войны главной целью внешней политики России было включение в Большую Европу. Сохраняющиеся надежды на постепенную интеграцию с Европой закончились в 2014 году, когда Запад поддержал переворот на Украине. В настоящее время Россия реализует "Проект Большой Евразии", и её ведущим партнером в этом направлении является Китай.

Москва будет стараться избежать чрезмерной зависимости от Китая, хотя и не будет присоединяться ни к какому партнерству, направленному против Китая.

Вопрос: Похоже, что попытки администрации Байдена укрепить трансатлантический альянс и объединить НАТО были восприняты различными европейскими лидерами. Например, на саммите министров иностранных дел НАТО в Брюсселе 23-24 марта главный французский дипломат Жан-Ив Ле Дриан восторгался обновленным альянсом при Байдене, заявив, что НАТО «заново открыло» себя. Почему европейские политики, похоже, так готовы умиротворить Вашингтон, даже если это происходит за счет подрыва их собственных отношений с Россией и Китаем?

Гленн Дизен: Европейцы сплотились только после Второй мировой войны под руководством США. Таким образом, Европа существовала только как единый субрегион в рамках более крупного трансатлантического региона. Во время холодной войны это партнерство было направлено в противовес СССР, а после холодной войны трансатлантическое партнерство обеспечило коллективную гегемонию. Европейцы процветали под руководством США и смогли создать региональную европейскую автономию.

Многополярная система бросает вызов фундаменту внутренней сплоченности как ЕС, так и всего трансатлантического региона. С одной стороны, европейцы хотят согласовать свою политику с американской, чтобы сохранить солидарность в Европе и на Западе. С другой стороны, европейцы желают «стратегической автономии», поскольку они признают, что интересы США и ЕС сегодня расходятся. Противостояние России и Китаю ослабляет экономическую конкурентоспособность Европы и увеличивает ее зависимость от США.

Вопрос: Министр иностранных дел России Сергей Лавров, выступая во время визита в Китай на этой неделе, отметил, что Европейский Союз в одностороннем порядке разрушил отношения с Россией. Согласны ли вы, что ЕС предпринял беспрецедентные шаги против России?

Гленн Дизен: Да. Санкции не предлагают решения проблем, они скорее подрывают возможность партнерства. Санкции призваны заставить Россию пойти на односторонние уступки, а не искать компромисс.

Брюссель склонен рассматривать все конфликты как нарушения со стороны России, которые должны быть исправлены. Я утверждаю, что Россия в значительной степени является державой статус-кво в Европе, которая реагирует на западный ревизионизм.

Россия вернула себе Крым в ответ на поддержку Западом государственного переворота на Украине. И вмешалась в сирийский конфликт в ответ на попытки Запада свергнуть правительство Асада. Проблема этих конфликтов в том, что интересы безопасности России никогда не учитывались. Санкции обрекают Европу на снижение её значимости в многополярном мире.

Вопрос: Видите ли вы какую-либо перспективу того, что Европейский Союз осознает, что блоку необходимо восстановить отношения с Россией и Китаем? Предположительно, это потребует от ЕС утверждения геополитической независимости от Соединенных Штатов, и вопрос в том, есть ли у политического класса Европы воля для этого?

Гленн Дизен: Как наладить отношения? Источником всех проблем с Россией была неспособность достичь приемлемого для всех урегулирования после окончания холодной войны. Первоначально опасения России можно было игнорировать, поскольку Россия была слабой и ей некуда было идти. Это уже не так.

И Франция, и Германия стали все громче заявлять о безрассудстве продолжения подталкивания России к Китаю. Франция была более амбициозной в плане переосмысления отношений с Россией для решения основных проблем, в то время как Германия была более сосредоточена на лечении симптомов, поддерживая экономические связи с Россией.

Что может сделать ЕС? Приостановка расширения НАТО к границам России, отмена санкций подорвет солидарность как внутри ЕС, так и внутри НАТО, поскольку против этого выступают США и страны Восточной Европы. ЕС и Запад не были созданы для многополярного мира, поэтому рискуют своей внутренней сплоченностью.

ЕС не демонстрирует никаких намерений изменить свои отношения с Россией и ищет решения путем взаимных компромиссов. Когда в прошлом месяце глава внешнеполитического ведомства ЕС Хосеп Боррелл приехал в Москву, усилия по улучшению отношений с Россией ограничились чтением лекций о её внутренних делах и нарушениях в международных делах, которые, как предполагалось, Россия должна исправить, чтобы заработать. прощение ЕС и улучшение отношений.

Амбиции США бросают вызов многополярной реальности, высок риск глобального конфликта

Вопрос: Наконец, обеспокоены ли вы тем, что обострение международной напряженности может привести к войне?

Гленн Дизен: Да, мы все должны быть обеспокоены. Напряженность продолжает нарастать, и нарастают конфликты, которые могут спровоцировать крупную войну. Война может разразиться из-за Сирии, Украины, Черного моря, Арктики, Южно-Китайского моря и других регионов.

Все эти конфликты опасны тем, что в их основе лежит логика принципа «победитель получает все». Принятие желаемого за действительное или активное стремление к коллапсу России, Китая, ЕС или США также является признаком менталитета «победитель получает все». В этих условиях крупные державы готовы к большему риску в то время, когда международная система трансформируется.

Риторика отстаивания либерально-демократических ценностей также слабый аргумент, поскольку подразумевает, что Россия и Китай должны признать моральный авторитет Запада и пойти на односторонние уступки.

Быстро меняющийся миропорядок создает проблемы, которые можно решить только с помощью дипломатии. Великие державы должны признать национальные интересы друг друга, а затем приложить усилия для достижения компромиссов и поиска общих решений.

Источник.