Американские воздушные шары защитят от гиперзвука?

Американские воздушные шары защитят от гиперзвука?

Программа US Covert Long-Dwell Stratospheric Architecture направлена ​​на заполнение пробелов в покрытии спутниковых датчиков и связи. Возвращаясь к воздушной войне 19-го века, США обдумывают использование воздушных шаров для отслеживания гиперзвуковых ракет и наблюдения с воздуха.

Politico сообщил, что высотные надувные лодки, летающие на высоте от 60 000 до 90 000 футов, могут дополнить обширную сеть спутникового наблюдения Америки и использоваться для отслеживания гиперзвукового оружия на фоне растущей обеспокоенности США по поводу роста арсеналов этого оружия в Китае и России. Документы Пентагона показывают, что технология переходит от научного сообщества Министерства обороны США (DoD) к вооруженным силам США.

Бюджетные документы за последние два года показывают, что Пентагон потратил 3,8 миллиона долларов США на проекты аэростатов, а в 2023 финансовом году планирует потратить 27,1 миллиона долларов, что означает более чем семикратное увеличение расходов на высотные аэростаты наблюдения. Что касается конкретных систем, то в сообщении Politico говорится о тайной стратосферной архитектуре с длительным пребыванием в воздухе (COLD STAR), которая определяется как программа создания воздушных шаров, которая только что была передана вооруженным силам США. Тем не менее, также отмечается, что конкретные подробности недоступны из-за секретного характера проекта.

По словам Тома Карако, старшего научного сотрудника Центра международных и стратегических исследований (CSIS), базирующегося в Вашингтоне аналитического центра, «высотные или очень высотные платформы имеют много преимуществ в плане их выносливости, маневренности и гибкости для несколько полезных нагрузок». С точки зрения противоракетной обороны, воздушные шары сочетают в себе постоянное присутствие, широкий охват бортовых датчиков и угол обзора вниз для обнаружения приближающихся крылатых ракет, отмечает оборонное издание Tactical Defense Media.

В то время как наземные датчики были основой противоракетной обороны со времен холодной войны, CSIS утверждает, что они страдают от различных присущих им ограничений. Например, кривизна Земли ограничивает их эффективность против низколетящих угроз, таких как крылатые ракеты, они имеют ограниченное количество из-за размера и стоимости, их фиксированное местоположение и значительные выбросы энергии делают их потенциальными целями, что может привести к потере одной наземной станции и создаст огромный разрыв в сенсорном покрытии.

Напротив, CSIS отмечает, что датчики на воздушном шаре могут обнаруживать ракетные угрозы на больших расстояниях по сравнению с наземными, приподнятые платформы могут нести несколько типов датчиков, и они могут быть более живучими, чем наземные датчики, поскольку операторы могут размещать их в большем количестве. В « Военном обозрении» упоминается, что первоначальная стоимость разработки и эксплуатации одного высотного аэростата оценивается в 100 000 долларов по сравнению с 1,6 миллиарда долларов для одного инфракрасного спутника.

Тем не менее, CSIS также упоминает недостатки датчиков на основе воздушных шаров, в том числе необходимость в более надежной и отказоустойчивой сетевой архитектуре и снижение точности датчиков из-за ограничений по размеру, весу и мощности. Кроме того, Исследовательская служба Конгресса США (CRS) упоминает о потенциальной уязвимости таких аэростатов к непогоде и наземным пожарам. Источник утверждает, что многие американские и иностранные аэростаты-разведчики были потеряны из-за неблагоприятных погодных условий, и существуют разные мнения об их уязвимости для вражеского огня.

С одной стороны, сторонники говорят, что такие воздушные шары живучи из-за их низкой радиолокационной площади (RCS) и могут выдержать несколько попаданий, прежде чем потеряют высоту. С другой стороны, противники говорят, что они являются крупными целями в пределах досягаемости нескольких вражеских орудий. Popular Mechanics описывает COLD STAR как воздушный шар, который может работать незамеченным в воздушном пространстве противника, с автономной навигацией, высокоточными датчиками и бортовым искусственным интеллектом. Кроме того, источник сообщает, что воздушный шар COLD STAR прозрачен для радаров, а его гондола может иметь невидимую форму, исключая прямые линии и углы, которые генерируют сильные отражения от радаров.

В интервью Politico Рассел Ван Дер Верфф, технический директор Raven Aerostar, которая производит воздушные шары COLD STAR, сказал, что каждый воздушный шар состоит из блока управления полетом, работающего от батарей, заряжаемых от возобновляемых солнечных батарей. У них также есть пакет электроники полезной нагрузки для безопасности полета, навигации и связи.

Еще одна система, которая может находиться на рассмотрении, — это совместная сенсорная система с приподнятыми сетками для крылатых ракет Land Attack (JLENS), которую Министерство обороны США описывает как использующую передовые сенсорные и сетевые технологии для обеспечения постоянного, 360-градусного, обширного и точного отслеживания земли и атак крылатых ракет. Она состоит из радиолокационной системы управления огнем и системы наблюдения на большой площади.

Каждая радиолокационная система использует 74-метровый привязной аэростат, мобильную швартовную станцию, радиолокационную и коммуникационную полезную нагрузку, станцию ​​обработки и связанное с ней наземное оборудование. Системы могут работать вместе или независимо друг от друга и могут транспортироваться автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом. Кроме того, JLENS может быть интегрирована с ракетами-перехватчиками SM-6 и Patriot, как отмечается в Missile Threat.

Однако источник сообщает, что во время испытаний в октябре 2015 года воздушный шар управления огнем JLENS сорвался с тросов из-за отказа его автоматического устройства спуска воздуха и сильного ветра, в результате чего воздушный шар пролетел над сельской Пенсильванией и в конечном итоге приземлился в городке Морленд. В результате Politico отмечает, что армия США решила отказаться от проекта JLENS, потратив 2 миллиарда долларов на разработку.

ГАБРИЭЛЬ ОНРАДА