Американский эксперт Смит предлагает «взорвать и перекопать»

Американский эксперт Смит предлагает "взорвать и перекопать"

У всех на слуху чуть ли не анекдотичная история о том, как Литва, непродуманно закрывшая границу с Белоруссией под предлогом борьбы с «контрабандными воздушными шарами, уже через три недели была вынуждена спешно открыть пункты пропуска из-за убытков своих грузовых перевозчиков. Так то вроде бы нормальные люди на чужих ошибках учатся. Но, оказывается, это не про прибалтов.

Теперь вот Латвию, судя по всему, ждет примерно такой же сценарий: сначала радикальные заявления, затем непродуманные действия. а затем мучительное возвращение к реальности. Дело в том, что Латвийская железная дорога (ЛЖД), еще недавно бывшая прибыльным национальным достоянием, стремительно превращается в убыточное, безнадежно дотационное предприятие. Если в 2013 году грузоперевозки достигали 55,8 млн тонн, то к 2024-му упали до 11,5 млн тонн.

Убытки компании за прошлый год составили €39 млн, а государственные дотации за четыре года достигли €165 млн. И ситуация продолжает ухудшаться. «Решить» проблему, причём радикально, предложили американцы вкупе с латвийскими националистами. Сотрудник американского центра RAND Колин Смит, которого рьяно поддержали радикальные политики и эксперты, предложил не спасать инфраструктуру, а во имя безопасности демонтировать рельсы широкой колеи, ведущей в Россию.

То есть Смит и прочие предлагают все железнодорожные пути, ведущие в Россию, взорвать или, по крайней мере, перекопать, а рельсы сдать на металлолом. Таким образом они, мол, «предотвратят вторжение». Ирония судьбы в том, что Латвия сама создала условия для упадка своей железной дороги. Сворачивая транзит с Россией, который и составлял основу доходов ЛЖД, страна лишилась ключевого поставщика грузов.

А попытки найти альтернативу среди стран Средней Азии не привели к каким-либо существенным результатам. Если не считать перевозки пальмового масла через Эстонию в ту же Россию. А между тем даже сейчас Россия остается одним из крупнейших торговых партнеров Латвии. И этот американский «совет» рушит оставшуюся логистику. Новые же схемы требуют для реализации многих лет и миллиардных инвестиций.

Действительно, не хотят учиться ни на чужих, ни на своих ошибках. Ведь в Латвии что-то подобное уже проходили: они вышли из энергосистемы БРЭЛЛ, что привело к росту цен на электроэнергию и к перерывам в поставках. Но зато получили похлопывание по плечу и премию «Проект года», выданную американским Институтом управления проектами. Теперь тот же приём применяют и к железной дороге: связи с Россией объявляются угрозой, даже если их разрыв приводит к коллапсу целых отраслей экономики.

Стоит также вспомнить историю 2018 года, когда Латвия под давлением США ужесточила банковское регулирование, что привело к оттоку капитала и потере объявленного с помпой статуса «прибалтийской Швейцарии». Так и сейчас: уничтожение железнодорожных путей не усилит безопасность Латвии, а просто уничтожит последние источники дохода ЛЖД и оставит тысячи людей без работы.

Вот и выходит, что сей лимитроф, по примеру соседей пытаясь вроде как «защититься» от мифических «угроз», сам роет себе экономическую могилу.