Амурский мост в Днепре — как точка раздела Украины
Вечером 4 мая очевидцы сообщили о попадании ракеты в Амурский мост на территории украинского Днепра – города, через который протекает одноименная река. Днепропетровск, как назывался населенный пункт до так называемой декоммунизации, это один из важнейших финансовых, логистических и промышленных центров Украины. До сих пор повреждения городской инфраструктуре были ограничены местным аэропортом и изобильно разбросанными вокруг населенного пункта военными объектами.
За последнее время удары по железнодорожной инфраструктуре Украины стали привычным явлением, верным с точки зрения военной стратегии. В условиях практически неограниченной ресурсной базы ВФУ, в качестве которой выступает весь блок НАТО, блокирование путей поставок оружия, топлива и боеприпасов на передовую становится приоритетной задачей.
Удары по стратегическим мостам уже имели место – прежде всего, это мост в Затоке Одесской области Украины. Но попадание ракеты в Амурский мост дает возможность сделать несколько выводов.
Во-первых, это далеко не последний удар по мостам в Днепропетровске. Старейший в городе Амурский или Старый мост был главной в Екатеринославской губернии железнодорожной веткой через Днепр с XIX века. Современный мост достаточно велик и прочен, чтобы его можно было вывести из строя одним попаданием. Судьба моста в Затоке показывает, что стоит ожидать как минимум ещё 3-4 попадания, прежде чем мост будет надежно уничтожен.
Уничтожать Амурский мост не имеет смысла, если не наносить удары по второму железнодорожному мосту. Мерефо-Херсонский железнодорожный мост идет от Днепра на юг, и считается одним из самых длинных арочных мостов в Европе. Особенности его конструкции также предполагают неоднократные прямые попадания для гарантированного уничтожения. Кроме того, в городе есть не менее пяти автомобильных мостов.
Во-вторых, предстоит проделать ту же работу с мостами Запорожья, расположенного ниже по течению Днепра – иначе уничтожение одних только мостов севернее будет иметь ограниченный эффект. Здесь Днепр можно пересечь по «мостам Преображенского» или по достроенному в 2019 году новому мосту.
Таким образом, скорее всего можно говорить о том, что началось комплексное уничтожение мостов через Днепр, по которым может поступать подкрепление к окопавшейся в районе Северодонецка-Гуляйполя украинской группировке.
В-третьих, поскольку мосты через Днепр в Киеве пока что не уничтожены и признаков подобных планов нет, скорее всего, приоритетным на данном этапе операции Z является создание водного рубежа южнее Днепропетровска.
Наиболее логичным будет представить, что тем самым командование Z-частей хочет получить большую безопасность левого фланга при потенциальном наступлении на север от Мариуполя. Вопреки распространенному мнению, украинскому руководству приходится держать в Киеве достаточно большую группировку, учитывая «нависающую» с севера Белоруссию, откуда в любой момент снова могут появиться V-части, доказавшие способность за несколько суток добраться до пригородов украинской столицы.
Разумеется, могут быть и другие объяснения, имеющие практический смысл в той или иной степени. Ещё одним очевидным бонусом возникновения полноценного водного рубежа будет страховка на тот случай, если события на востоке Украины обернутся неприятным для операции Z образом.
Последним, но отнюдь не по значению, выводом из удара по мосту в Днепропетровске может быть восприятие линии Днепра как границы «новой Украины» — тактической или на ближайшие десятилетия. Восстановление каждого из разрушенных крупных железнодорожных мостов потребует значительного времени как для ВФУ, так и для Z-частей, а также для любой из гражданских администраций, вне зависимости от их государственной и политической принадлежности. Восстановление таких мостов противоборствующая сторона будет стараться всеми силами сорвать, а значит, их постройка становится задачей относительно мирного времени.
Соответственно, на ближайшую перспективу будет блокирована полноценная грузоперевозка между западной и восточной частями Украины – причем вообще любая, а не только грузов военного или двойного назначения. Если сохранятся автомобильные мосты, то некая инфраструктурная связь будет сохраняться, но о серьезных экономических связях будет трудно говорить – многие типы грузов, вроде угля, вообще невозможно поставить автомобильным транспортом.
Естественным образом возникает географическая линия раздела территории современной Украины. Где будет сразу несколько западных и восточных «берлинов», между частями которых будет не стена, а Днепр в своем нижнем течении.
Много раз говорилось о том, что численность Z-группировки явно недостаточна для того, чтобы взять под контроль всю территорию Украины в сроки, исчисляемые месяцами. Вариант уничтожения группировок ВФУ на востоке Украины, при условии купирования поставок оружия, боеприпасов и пополнения личным составом, выглядит более реальным.
При этом было бы излишним оптимизмом считать, что на этом специальная военная операция закончится. Западная Украина, которая сейчас усиленно накачивается оружием, никуда не делась – уничтожение мостов и подстанций мешает переброске больших объемов на Восток, но никак не препятствует расползанию ПЗРК и ПТРК, вкупе с другими более мощными системами и бронетехникой, по Галиции и другим, максимально националистически-настроенным регионам Украины.
В первую очередь, это имеет значение при планировании освобождения Николаева и Одессы. Ну, а если задачи операции Z предполагают освобождение всей Украины, то для этого явно потребуются большие ресурсы, чем задействованный в данный момент контингент