Аналитик Адамидов: сложности зерновой сделки изменили рынок страхования морских перевозок


                    Аналитик Адамидов: сложности зерновой сделки изменили рынок страхования морских перевозок
ФБА «Экономика сегодня»

Россия получила гарантии и восстанавливает свое присутствие в зерновой сделке, этого удалось добиться при участии ООН и Турции. Но страховщики пока не рискуют предоставлять услуги украинским судам. ФБА «Экономика сегодня» расскажет о переформатировании рынка из-за резких действий оппонентов России.

Компании не спешат страховать грузы, следующие с Украины, эта тенденция наблюдается после заявления России о выходе из зерновой сделки, пишет турецкое издание Dünya. Газета ссылается на представителей сферы, знакомых с ситуацией.

Зерновую сделку РФ заключила с ООН, Турцией и Украиной 22 июля, целью соглашения стало обеспечение продовольственной безопасности нуждающихся стран. Стороны договорились, что грузовые суда с продовольствием и минеральными удобрениями будут беспрепятственно выходить из трех украинских портов. По факту, грузы шли в основном в ЕС, но главной причиной выхода России из сделки о продовольственном коридоре стали обстрелы кораблей и гражданских судов в акватории Черного моря. После атак российская сторона заявила о приостановке участия в зерновом соглашении. 2 ноября было объявлено о том, что телефонные переговоры президентов России и Турции привели к договоренности о восстановлении сделки.

Страховщики пристально следят за ситуацией

Несмотря на восстановление участия России в зерновой сделке, компании, оказывающие услуги страхования, видят в украинских грузах дополнительные риски и вводят новые опции. Возобновление сделки не означает, что рынок морских перевозок вернется к «заводским настройкам».


                    Аналитик Адамидов: сложности зерновой сделки изменили рынок страхования морских перевозок
ФБА «Экономика сегодня»

Несмотря на то, что отгрузки продовольствия продолжились и после выхода России из соглашения, страховые компании не хотели страховать грузы, фактически имевшие неопределенный статус. Все это создает дополнительные риски для страховщиков и вряд ли восстановление сделки успокоит игроков страхового рынка.

Сейчас от владельцев сухогрузов требуют расширенных полисов, включающих страхование судов и самих грузов на случай войны, причем варианты комплектации услуг обновляются еженедельно. Есть изменения и по базовой ставке страхования: в течение нескольких дней она выросла на 0,5%.

Страхование судов — рынок с устойчивыми традициями

Формы обеспечения безопасности морских перевозок сильно меняются под гнетом колебаний ситуации вокруг зерновой сделки и на фоне опасений введения потолка цен на российские энергоресурсы, считает аналитик Дмитрий Адамидов.

При этом, установление предела цен на топливо может оказать гораздо более значительное влияние на страхование морских перевозок, чем проблемы зернового коридора, считает собеседник издания. Если потолок цен будет все же применен, суда, перевозящие российскую нефть по стоимости выше предела, установленного оппонентами России, не будут иметь возможность защитить свои имущественные интересы.

Это может спровоцировать фундаментальные сдвиги всей отрасли, считает аналитик. Морское страхование традиционно находится «под» морскими державами: Великобританией, Голландией, США, напоминает аналитик. Брокеры именно из этих стран испытывают на себе наибольшее влияние от сложившейся ситуации.


                    Аналитик Адамидов: сложности зерновой сделки изменили рынок страхования морских перевозок
Дмитрий Адамидов / prt scr youtube.com/Angry Bonds«Страховочные брокеры в основном из этих стран. Соответственно, это основной действенный механизм, который может усложнить экспорт или остановить его. Потому что все остальное можно обойти, перепродать груз какому-то посреднику, нарушить условия. Если не страхуется морской транспорт, сразу же возникают некие сомалийские пираты или кто-то подобный, грузы пропадают и происходят прочие инциденты», — сказал собеседник издания.Изменения сферы неизбежны

Все эти события осложняют работу экспортеров, хотя и стимулируют развитие. К примеру, Россия озаботилась строительством собственного флота, но процесс этот не быстрый, полагает эксперт. Естественным образом изменится и страховой рынок, чему способствуют санкции, в том числе и гипотетические. Одна из них — угроза введения потолка цен на нефть.

«У России ответ очень простой: тогда не будем ничего поставлять. Путин его, собственно, и озвучил. Со страхованием украинских грузов та же самая история: если их не страховать, значит их не получится возить. Значит придется договариваться со страховыми компаниями», — сказал эксперт.


                    Аналитик Адамидов: сложности зерновой сделки изменили рынок страхования морских перевозок
ФБА «Экономика сегодня»

На фоне растущих рисков участники рынка все чаще сталкиваются с тем, что в полисах страхования судов появляются пункты о военных действиях, не подпадающих под понятие «форс-мажора».

Сама по себе зерновая сделка в общем объеме не так велика по сравнению с другими отгрузками. Более лояльны, по мнению эксперта, греческие компании, и, возможно, на них стоит сделать ставку.


                    Аналитик Адамидов: сложности зерновой сделки изменили рынок страхования морских перевозок

Раиса Малиновская