Андрей Стариков: Инцидент с Ryanair мог быть акцией белорусской оппозиции в изгнании

Андрей Стариков: Инцидент с Ryanair мог быть акцией белорусской оппозиции в изгнании

Сооснователь признанного в Белоруссии экстремистским Telegram-канала Nexta Роман Протасевич заявил, что готовит иск к Ryanair и расскажет ИКАО о возможной причастности оппозиции к инциденту с самолетом в Минске.

Об этом сообщает «Sputnik Беларусь»:

«В целом все, как мне кажется, весьма очевидно. Представители авиакомпании поступили таким образом, что в результате я был, скажем так, депортирован частной компанией, я не смог добраться до пункта назначения и многое, многое другое. Сейчас действительно рассматривается целый ряд пунктов, по которым можно подавать иски».

Ранее Минюст США обещал ввести санкции против белорусских чиновников из-за посадки самолета с Протасевичем.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) после проведенного расследования отвергла причастность официальных белорусских лиц к инциденту с посадкой самолета.

Главный редактор ИА Baltnews Андрей Стариков рассказал «Журналистской правде», почему Роман Протасевич решил подать иск именно сейчас, и поможет ли это расставить «точки над и» в этой истории.

«Я думаю, иск — это личная боль Протасевича. Сейчас, спустя определенное время, этап расследования, сам Протасевич имеет на руках значительно больший объем информации о том, что тогда произошло.

Нельзя исключать провокации. Смею полагать, что Протасевич склоняется к тому, что ситуация с посадкой самолета была провокацией белорусской оппозиции в изгнании. Если мы начнем воспроизводить события, на тот момент у Протасевича были натянутые отношения с оформившимся и институционализированным белорусским протестом, у него были конфликтные отношения с Тихановской, которая под протекцией западных стран и младоевропейцев в лице Польши и Литвы была назначена главным белорусским оппозиционером и беспрекословным авторитетом. Плюс давление на сторонников Протасевича, да и сама мутноватость истории с посадкой самолета. Всё это побуждает Протасевича и дальше разбираться, что тогда произошло.

До того, как объявили виновных по официальной версии следствия ИКАО, в отношении белорусской авиаотрасли были объявлены очень жесткие санкции. Она их пережила и вполне нормально закончила год. Тем не менее, 20 стран Евросоюза закрыли свое воздушное пространство для Минска. Ситуация стала поводом для новых санкций, демонизации политической системы под руководством Лукашенко и ее дискредитации в глазах граждан Белоруссии и обывателей европейских стран.

У европейского обывателя в памяти жив инцидент с малазийским «боингом». Ситуация во многом идентичная. Именно инцидент с «боингом» стал триггером для принятия широкого пакета антироссийских санкций до результатов расследования, что называется «хайли лайкли».

Я считаю, что официальная белорусская власть должна поддержать Протасевича в этом его действии и потенциальном иске к Ryanair. С такой практикой нужно бороться: когда без расследования назначаются виновные и отменяется презумпция невиновности. После назначения виновного по политическим соображениям против него вводятся ограничительные меры.

Важно отметить, что официальный Минск был абсолютно открыт к расследованию инцидента, предоставил все запрошенные данные, действовал транспарентно, как и российская сторона в расследовании малазийского «боинга» и в расследовании якобы отравления Навального (внесен в список террористов и экстремистов). Во всех этих сюжетах виновные назначались заранее.

Если вернуться к расследованию с посадкой самолета Ryanair, то в расследовательскую комиссию вошли страны, которые не являются членами ИКАО, — это Польша и Литва. Страны, абсолютно ангажированные в вопросах, касающихся и Лукашенко, и Белоруссии. Я убежден, что именно они поставили под сомнение полноту данных, предоставленных Минском. Официальное заключение признало, что посадка самолета и ложное сообщение о минировании не являются актом белорусских официальных лиц, их причастность не доказана. Подобные выводы, конечно, не устраивают ни литовцев, ни поляков. Но это значит, что белорусская авиаотрасль была ущемлена неправомерно, санкции должны быть немедленно сняты, а убытки компенсированы. Естественно, европейский союз, а уж тем более литовцы и поляки, на это не готовы идти.

Иск Протасевича, безусловно, благое, хорошее дело. Официальная белорусская власть должна ему помочь, так как оная является интересантом расследования. Инцидент с посадкой мог быть акцией белорусской оппозиции. В ее рядах есть грызня, как мы знаем, революция пожирает своих детей, и оппозиция в изгнании кусает друг друга. Там идет серьезная аппаратная борьба, не все согласны с тем, что протестные настроения монополизировала Тихановская. Протасевич был конкурентом Тихановской, он мог поставить неудобные вопросы. Такие люди, как Протасевич со временем становятся токсичными, опасными и не нужными. Нам знакома методика с сакральной жертвой: направить ненужного человека на растерзание «диктаторского» режима и потом спекулировать на его фигуре. Российскому наблюдателю это максимально знакомо по фигуре Алексея Навального.

Ситуация задевает лично Протасевича, отсюда иск и желание разобраться, чья это была провокация».