Архаичные истоки трагедии и комедии. Маски-шоу
У нас начался курс эстетики (и неизвестно, когда закончится). В связи с этим знаменательным событием предлагаю обратиться к искусству.
Все, наверное, обращали внимание на то, что на фасадах хороших театров (а иногда и на их логотипах) находятся изображения масок: смеющиеся, плачущие, злые. Это традиция старая, уходит в древность. Мы позиционируем себя как европейцы, но традиция театральных масок не только европейская. Она широко распространена в других частях света: индийский театр катхакали, пекинская опера, японский театр кабуки. Маски (а также, косметика и татуировки) атрибутивны театру. Актеры современного театра масок не одевают, а раньше актер – это человек в маске.
Чтобы понять эту интересную деталь, нужно вспомнить, что театр есть явление культуры чрезвычайно древнее, его исторические истоки находятся в ритуале, они насквозь религиозны, связаны с умершими предками, тотемами. Далекая предыстория театра таит в себе магическое содержание. И маски здесь не случайны. Маски маркируют предков (духов, богов и т.д.) и люди их одевающие, символически впускают предков в себя.
Театральные жанры также имеют ритуальные истоки, и опять же — маски эти истоки отражают. Например, трагедия (с которой сочетается плачущая маска) изначально, это не когда просто грустно, но — когда ритуально грустно. Трагическая слеза элемент ритуального плача. Понятно, что трагическая грусть в своем пределе связана со смертью. Но смертью не в современном ее понимании, а в древнем. Когда смерть представляется уходом в иной мир.
Архаичное сознание смерти допускает возвращение человека обратно из иного мира в наш земной. Это возрождение есть уже источник комедийного жанра (маска смеющаяся). Рождение — преисполнено радости, жизненной энергии и силы. Театральная комедия рождается как позднее администрирование ритуального смеха, который эти явления выражает. Ритуальный смех на редкость хорош с точки зрения культурных реминисценций: когда плохие персонажи смеются своим зловещим смехом, они смеются не потому что они плохи, а потому, что преисполнены энергетики. Ритуальному смеху посвящено много научной литературы, например, монография Проппа В. Я. «Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре». Не то, что на отлично написана, но по крайней мере, советский классик удачно связал ритуальный смех с сексуальными практиками.
Рождение и смерть, которые в современной культуре разнесены по разные стороны человеческой жизни, в древности представляли собой симплекс. Символом этого симплекса являлся, конечно же, обряд инициации, в ходе которого молодежь – уходя к предкам, получая их благословение и возвращаясь обратно — становилась полноценными членами рода. Поэтому, современные трагедийный и комедийный жанры, если отслеживать их исторический генез, есть две стороны одной медали. И если вам говорят, что «жизнь это театр», то надо тактично дополнить – «это театр трагедии. И комедии».