Арктические проекты России в условиях санкций: проблемы и перспективы

Арктические проекты России в условиях санкций: проблемы и перспективы

8 июня семь членов де-факто приказавшего долго жить «Арктического Совета» – Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция – поведали о принятом ими решении возобновить работу этой структуры, но без участия России: «Мы намерены в ограниченном формате продолжить нашу деятельность в Арктическом совете по проектам, которые не предусматривают участия России. Эти проекты, одобренные государствами Арктического совета на министерском совещании в Рейкьявике, являются важной частью нашей ответственности, которую мы несем перед жителями Арктики, в том числе перед коренными народами. Мы убеждены, что Арктический совет сохраняет ценность для сотрудничества в регионе, и подтверждаем нашу поддержку этому форуму и его деятельности».

Напомним, после начала 24 февраля российской военной операции на Украине деятельность Арктического Совета оказалась парализованной и, по большому счёту, без участия председательствующей в нём в 2021-2023 гг. России, лишённой смысла.

Арктические проекты России в условиях санкций: проблемы и перспективы

Любые принятые без участия Москвы решения не могут быть легитимными – так отозвался на заявление западных участников «АС» посол России в Вашингтоне Анатолий Антонов: «Причина очевидна – в российской части Заполярья, занимающий порядка 60% от всей территории региона, проживает более половины коренного населения Арктики. Осуществляется более 70% всей экономической активности высоких широт».

Подробно прокомментировал сложившуюся ситуацию в своём Телеграм-канале и заместитель председателя Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев, напомнив о том, что «Арктическая зона нашей страны обладает колоссальными запасами углеводородов – это около 25% общероссийских запасов нефти и газового конденсата, более 70% запасов природного газа. За последние несколько лет регион вошёл и в перечень мировых центров производства сжиженного природного газа», и вполне логично, что «наши оппоненты продолжат делать всё, чтобы нанести максимальный ущерб отечественному топливно-энергетическому комплексу, расшатать позиции России в Арктике». Стреляя себе «в ногу» (энергетический кризис в США и Европе будет только усугубляться), «в своём рвении уничтожить отечественную экономику наши враги будут идти до конца. Вводить против нас всё новые и новые санкции, под надуманными предлогами исключать Россию из различных организаций», – не сомневается бывший президент, подтвердив, что Россия не будет следовать решениям, принятым на разного рода «междусобойчиках» без её участия. Совместная же эффективная работа по обеспечению охраны окружающей среды и развитию приполярных районов, для которой, собственно, и создавался «АС», «будет фактически заморожена». Со своей стороны, Россия будет «последовательно расширять сотрудничество с дружественными нам странами в Азии, Африке и Латинской Америке. Нам есть что предложить друг другу».

Комплексное и сбалансированное развитие Арктики предполагает, прежде всего, развитие транспортной инфраструктуры и Северного морского пути, «включая его ледокольное, навигационное, портовое и коммуникационное обеспечение». Помимо добычи, хранения и транспортировки сжиженного природного газа, необходимо думать над производством «таких перспективных энергоносителей, как аммиак, метанол и водород. Конечно, это потребует довольно больших затрат, поэтому необходима комплексная экономическая оценка таких возможностей».

Начало года было отмечено крупными контрактами на поставки «арктического» природного газа в Китай. Так, в январе НОВАТЭК заключил с компаниями ENN Natural Gas и Zhejiang Energy долгосрочные контракты на поставку СПГ с проекта «Арктик СПГ-2» на  северо-западном побережье полуострова Гыданский в Тазовском районе Ямала (0,6 млн тонн СПГ в год в течение 11 лет и до 1 млн тонн СПГ ежегодно в течение 15 лет соответственно). Первый контракт НОВАТЭКа по продаже газа с «Арктик СПГ-2» сроком на 15 лет с поставками совокупным объемом 3 млн тонн был подписан с китайской Shenergy Group в феврале 2021 года. В декабре НОВАТЭК подписал с японской Saibu Gas соглашение о намерениях по перевалке СПГ на приемном терминале Hibiki. Доступ к этому терминалу, где СПГ будет перегружаться на менее крупные танкеры, позволил российской компании заключить контракт с Zhejiang Hangjiaxin Clean Energy Co на поставку 140 тыс. тонн СПГ с 2024 года.

Однако череда санкций после вынужденного начала 24 февраля специальной военной операции, обусловленной активным освоением Западом территории бывшей Украинской ССР, поставил «арктическую» стратегию перед серьёзными вызовами. В той или иной степени, под западные санкции подпало оборудование по сжижению природного газа и соответствующие технологии. Пока единственным примером полностью российской линии по производству СПГ остаётся четвертая линия «Ямал СПГ» вышеупомянутого НОВАТЭКа производительностью 0,9 млн тонн в год, функционирование которой, по-видимому, осложнено рядом проблем.

Арктические проекты России в условиях санкций: проблемы и перспективы

Вполне логичным выглядит и уход иностранных компаний из российских арктических энергетических проектов. В частности, Shell вышла из уставного капитала совместного предприятия с «Газпром нефтью» – «Гыдан энерджи», работающего на проекте «Енисей» на Гыдане на севере Красноярского края. На базе СП стороны планировали сформировать новый крупный поисковый кластер в Арктике. Предполагалось, что коммерческая добыча на проекте может начаться в 2028 году, прогнозируемый объем добычи проекта – 19,9 млн тонн нефти в 2034 году. «Гыдан энерджи» владеет лицензиями на Лескинский и Пухуцяяхский участки, которые характеризуются низкой степенью изученности и удаленностью от объектов транспортной и нефтегазовой инфраструктуры. Ранее Shell plc объявила о намерении поэтапно выйти из всех российских углеводородных проектов, включая нефть, нефтепродукты, газ и СПГ. О выходе из «Арктик СПГ-2 по причине “неспособности осуществлять финансовые операции, вытекающие из экономических санкций” объявили японские Mitsui, JOGMEC и французская Total Energies.

Некоторые западные «голоса» приписывают потерю интереса к российским арктическим месторождениям также и китайским инвесторам. Например, в конце мая пошли слухи об указании из Пекина трем крупнейшим энергетическим компаниям Китая — Sinopec, China National Petroleum Corp (CNPC) и China National Offshore Oil Corp (CNOOC) — не торопиться с инвестициями в покупку российских активов и даже о выходе пяти китайских компаний из «Арктик СПГ-2». В конце мая стало известно о расторжении южнокорейской верфью DSME контракта на строительство трёх танкеров Arc7, заказанных «Совкомфлотом» для перевозки СПГ в рамках того же проекта НОВАТЭКа.

Вопросы освоения арктических месторождений тесно связаны также и с комплексным развитием Северного морского пути как альтернативы перегруженному Суэцкому каналу. Новые реалии после 24 февраля объективно ставят новые задачи, обусловленные хотя бы существенно осложнившимся (в лучшем случае) зарубежным кредитным ресурсам. Неясные перспективы привлечения индийских и китайских инвесторов к проекту «Восток Ойл» компании «Роснефть» по разработке 13 месторождений на севере Красноярского края, важного для полноценной загрузки Севморпути – лишь один из примеров. Между тем, в некоторых высказываниях легко читается едва несбыточная надежда на прежнее «безмятежное» существование. Ситуация на Украине кратковременна и не сможет оказать серьезного влияния на развитие Северного морского пути, проект будет реализован в соответствии с поставленными ранее целями и задачами – такое мнение высказал «на полях» Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) посол по особым поручениям МИД РФ, председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета Николай Корчунов: Северный морской путь – проект стратегического характера, поэтому, я думаю, [украинский кризис] вряд ли окажет какое-то заметное влияние на развитие Северного морского пути. Долговременного влияния ситуация на Украине оказать не может. Это долгосрочный проект, он реализуется прежде всего за счет ресурсов и вклада Российской Федерации. Он будет, несомненно, реализован в соответствии с теми целями и задачами, которые заложены при утверждении данного проекта».

Сохраняющийся, по мнению Н. Корчунова, стратегический интерес зарубежных партнёров к Северному морскому пути не отменяет возросшего интереса Пекина к транзитным маршрутам в обход России. Соответствующую тенденцию отметил, в частности, заместитель гендиректора ОАО РЖД Алексей Шило: «По крайней мере за первые два месяца уже по ТРАСЕКА через Каспийское море, Азербайджан, Грузию – перевезено практически 3 тыс. контейнеров. В этом году коллеги явно рассчитывают на больший объем, чем в прошлом. И если они там выстроят нормальную логистику – а при таких ценах, я думаю, это будет уже вполне доступным маршрутом, – мы можем часть объёмов мимо нашей страны получить». Во многом подобного рода тенденции обусловлены опасениями китайских фирм подпасть под действие «вторичных» санкций. «Реального интереса в продвижении заполярных проектов, базирующихся на АЗРФ, сейчас в мире нет. Для многих китайских крупных игроков западные санкции, к сожалению, оказались не пустым звуком, и даже там, где им объективно выгоднее было бы оставаться, наметилась тенденция к выходу», – пишет Telegram-канал Капитан Арктика в своей, мягко говоря, не слишком оптимистичной заметке с ПМЭФ.

2 июня Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект о расширении полномочий «Росатома» в сфере управления Севморпутём, принятие которого, по мнению разработчиков, позволит обеспечить централизацию полномочий и организацию полярного судоходства с учетом «климатических изменений в условиях повышения интенсивности судоходства по СМП, увеличения размеров и грузовместимости судов, продления сроков навигации». Реализация энергетических и транзитных проектов в Арктике в новых условиях требует принятия решений, направленных, по крайней мере, на минимизацию ведомственно-корпоративной конкуренции, а также на поддержку реального импортозамещения.

Не менее важной представляется и модернизация инфраструктуры Мурманской области (основного района базирования Северного флота) и по линии Севморпути на всём его протяжении в ускоренные сроки – соответствующие указания даны главой российского государства. Кроме того, в 2023 году на архипелаге Новая Земля появился первый специализированный полигон для тестирования беспилотной горной техники. Роботизированные устройства будут обкатывать на площадке нового месторождения свинцово-цинковых руд. Речь идет о самосвалах грузоподъемностью до 90 тонн. Проект будет рассчитан на три года, очевидно, только по истечению этого срока и относительно успешных результатах можно будет говорить о налаживании серийного выпуска беспилотников, в том числе – специальной «арктической» их модификации.

Дмитрий Нефёдов