Арктический совет пережил 25 лет непростых отношений между Россией и Западом, но сможет ли он адаптироваться к изменению климата
На протяжении поколений Арктика захватывала наше воображение как регион противоречий. Это одновременно замерзшая дикая местность, дом для коренных народов, место исторической военной напряженности и район новых экономических возможностей, на которые смотрят с большим интересом.
Арктический совет был основан в 1996 году с большими надеждами на мирное сотрудничество Запада с Россией после распада Советского Союза. Форум является основным органом арктического диалога по вопросам защиты окружающей среды и устойчивого развития и 19 сентября отметил свое 25-летие.
Спустя четверть века Арктический совет стал свидетельством сотрудничества и диалога в регионе, помогая установить дипломатические отношения между Россией и западными арктическими государствами — США, Канадой, Данией, Финляндией, Исландией, Швецией и Норвегией — и коренными народами. Он также успешно содействовал сотрудничеству в таких областях, как поиск и спасание на море и устранение ущерба окружающей среде советских времен в российской Арктике. Но совет также сталкивается с призывами совершенствоваться и развиваться в ответ на растущие проблемы в регионе, такие как изменение климата.
Создание Арктического совета
Холодная война была периодом ограниченного сотрудничества в Арктике, ключевое исключение — соглашение по сохранению белого медведя 1973 года. Создание Арктического совета имело важное значение, поскольку оно продемонстрировало согласованные усилия по созданию позитивных отношений между западными арктическими государствами и Россией.
Запад привык рассматривать Россию как глобального злодея. Но в Арктике Россия разрушает этот стереотип как активный региональный союзник и партнер в Арктическом совете. Реальность такова, что совет не работал бы без России. Ее важность в региональном сотрудничестве объясняет, почему на форуме не рассматриваются военные вопросы. Отсутствие военных дискуссий уже навлекло на Арктический совет критику за упущение важной региональной темы. Однако арктические государства рассматривают военные вопросы как перенаправление регионального внимания на политические разногласия между Россией и западными арктическими государствами. Восемь арктических государств хотят сосредоточиться на общих целях и найти способы сотрудничества на благо всех в регионе.
Другой уникальной особенностью Арктического совета является то, как организации коренных народов участвуют во всех аспектах его работы. Они являются постоянными участниками и включают: Международную ассоциацию алеутов, Арктический совет атабасков, Международный совет гвичинов, Циркумполярный совет инуитов, Российскую ассоциацию коренных народов Севера (RAIPON) и Совет саамов.
Эти постоянные участники родственных арктических государств во многих отношениях и заметно отличается от членов — наблюдателей (неарктических государств, НПО и межправительственных и межпарламентские организации). Постоянных участников нельзя удалить с форума, тогда как полномочия членов-наблюдателей являются условными, регулярно пересматриваются и могут быть отозваны.
Напряжённость и сила сотрудничества
За 25 лет у Арктического совета были свои взлеты и падения. В середине 2000-х политики и дипломаты из неарктических государств ошибочно рассматривали Арктический совет как некую арктическую ООН. Это недоразумение вызвало серьезные проблемы для арктических государств. Они были завалены просьбами о членстве в 2008 году от неарктических государств, которые ожидали, что они внесут большой вклад в управление регионом.
Внезапный интерес был вызван отчетом Геологической службы США 2008 года об оценках неоткрытых запасов нефти и газа к северу от Северного полярного круга. Интерес был вызван упрощенными представлениями о доступности Арктики из-за изменения климата и недопонимания в отношении управления и суверенитета в регионе.
Самый большой миф — это невостребованность Арктики. Совет потратил годы, пытаясь помочь людям понять, что этот регион уже давно является частью соседних арктических государств и является домом для многих коренных народов, и что международное морское право применяется к большей части региона, особенно к прибрежным районам.
Совсем недавно региональное сотрудничество столкнулось с серьезными сложностями из-за вхождения в 2014 году Крыма в состав России. Западные арктические государства являются членами НАТО, и напряженность между Россией и Украиной обострила отношения. Однако Совет выдержал конфликт в Крыму, потому что арктические государства признают, что, несмотря на разногласия, они сильнее в Арктике, когда координируют свои действия и работают вместе.
Арктический регион уникален, и задачи работы в нём исключительны. Усилия по решению таких вопросов, как поисково-спасательные меры в чрезвычайных ситуациях и защита морской среды от загрязнения нефтью, требуют региональной координации, и это то, что Арктический совет делает хорошо.
Но и проблем хватает. Например, у форума нет самостоятельного бюджета. Проекты и инициативы спонсируются государствами-членами, но отсутствие конкретного бюджета замедляет их прогресс.
Арктическому совету необходимо будет и дальше адаптироваться, поскольку он помогает решать новые и возникающие проблемы. Хрупкие экосистемы Арктики сталкиваются с такими проблемами, как повышение уровня моря и уменьшение толщины и площади льда. Решение этих проблем требует новаторского планирования, сотрудничества и приверженности со стороны арктических государств и международного сообщества. Но для региона, ранее характеризовавшегося напряженностью и разногласиями, 25 лет дипломатии и диалога остаются крупным достижением.