Арктика без ледоколов: как США намерены противостоять России на Северном морском пути
На днях в США приняли новую концепцию военного освоения Арктики, рассчитанную на 10 лет, под названием «Национальная стратегия США для Арктического региона». Она направлена на то, чтобы усилить влияние США в регионе посредством сдерживания России и Китая.
В военном отношении новый документ мало чем отличается от предыдущего от 2013 года, однако в нем акцентируется внимание на СВО, полагая, что она «может усложнить экономическое развитие России в Арктике и усилия по её военной модернизации». США явно рассчитывают воспользоваться вовлеченностью России в украинский конфликт, чтобы, по крайней мере, «управлять напряженностью» в Арктике, то есть начать играть там определяющую роль.
Из немногочисленных ремарок по расширению военного присутствия в Арктике можно сделать вывод о том, что Пентагон намерен модернизировать совместно с Канадой Североамериканское командование воздушно-космической обороны. Фактически речь идет о наращивании спутникового покрытии Арктики, чтобы обеспечить полноту разведданных о российских военных объектах.
Ещё одна задача, поставленная в новой концепции, заключается в развитии собственного ледокольного флота, которого у США по факту нет. В настоящее время он состоит всего из двух кораблей, причем только один из них — ледокол тяжёлого класса Polar Star. Однако это 40-летнее судно настолько устарело, что уже его опасаются выводить на длительные маршруты и каждый раз снабжают годовым запасов провизии на случай ЧП. Больше всего американцы опасаются, что в случае поломки им придется просить Россию оказывать помощь в его отбуксировке.
Такое плачевное состояние дел с арктической навигацией в США обусловлено тем, что некоторое время назад этот сегмент ВМС оказался в заложниках у теории потепления климата. В соответствии с Арктической концепцией Пентагона от 2019 года, предполагалось, что к 2040 году Арктика лишится ледяного покрова и откроются новые морские пути. Поэтому ставку предлагалось делать на создание глубоководных портов и военно-морские базы с круглогодичным базированием флота.
Тем не менее, уже в начале 2020 года Госдеп поставил задачу создать ледокольный флот, чтобы «обеспечить постоянное присутствие Соединенных Штатов в Арктике и Антарктике». В специальном меморандуме Конгресса США определен и дедлайн — 2029 год. Фактически имеется в виду создание боевых кораблей, способных в условиях арктического холода «получать любую разведывательную информацию, обеспечивать применение оружия другими боевыми единицами и ставить различные виды радиопомех».
При этом применительно к Арктике необходимо учесть, что все морские концепции, в соответствии с президентской директивой № 66 Буша-младшего от января 2009 года, основываются на таком понятии, как «свобода морей». В соответствии с которой акватория Ледовитого океана и Арктика в целом объявлены «достояние всего человечества», включая также Северный морской путь. А потому присутствие здесь России и её исключительные права на северные территориальные воды считается по умолчанию как бы неправомерным и позиционируется чуть ли не как вызов всему человечеству.
Единственное, что сдерживает США и его арктических союзников (Канада, Дания, включая Гренландию, Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция), так это превосходство России в мощностях ледокольного флота. Поэтому только строительство новых ледоколов позволит нам сохранить доминирующее положение в северном регионе и защитить русскую Арктику от любых посягательств в будущем.