Армения: дистанцирование от РФ и ЕАЭС набирает обороты

Армения: дистанцирование от РФ и ЕАЭС набирает обороты

В Ереване рапортуют о «качественном» росте экспорта пищевой продукции в Европу

19 сентября вице-премьер-министр правительства Армении Мгер Григорян обсудил региональные события и разблокирование коммуникаций с управляющим директором по Турции и Кавказу Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Элизабет Фалькетти. По сообщению пресс-службы правительства, собеседники обменялись мнениями о вашингтонской встрече Трампа, Алиева и Пашиняна, отметив их важность для укрепления стабильности и мира в регионе. Также Фалькетти встретился с вице-премьером Тиграном Хачатряном, рассмотрев ход строительства участка Сисиан – Каджаран, а также перспективы сотрудничества в области водных систем и утилизации твёрдых отходов. ЕБРР является крупным институциональным инвестором в Армении. Основные его цели в Армении – повышение конкурентоспособности компаний и поддержка посредничества в финансовом секторе с помощью продуктов, распределяющих риски. С начала своей деятельности в Армении ЕБРР выделил 2,4 млрд евро на реализацию 220 программ в различных секторах, включая энергетику, инфраструктуру, телекоммуникации и финансы, напоминает агентство ARKA.

Европейский союз выделит Армении более 200 млн евро в рамках второго этапа «Программы устойчивости и роста», заявила на пресс-конференции в Ереване комиссар ЕС по вопросам расширения Марта Кос. По ее словам, Брюссель готов поддержать Ереван в проектах в области транспорта, цифровизации, торговли, энергетики и инфраструктуры в рамках проекта «Перекрёсток мира». Ранее стало известно о намерении администрации Трампа выделить Еревану 145 млн. долл. для реализации инициативы «Дорога Трампа к международному миру и процветанию» (TRIPP), о чём поведал директор Бюро по европейским и евразийским вопросам Госдепартамента США Брендан Хенрехен на встрече с тем же Мгером Григоряном в Ереване. Первый транш будет направлен на поддержку инвестиций в торговлю, инфраструктуру, цепочки поставок критически важных минеральных ресурсов и обеспечение трансграничной безопасности. Эти средства – часть соглашений, достигнутых 8 августа с.г. в Вашингтоне, где главы внешнеполитических ведомств двух кавказских государств парафировали соглашение об установлении мира и межгосударственных отношений.

Проект TRIPP, именуемый в Азербайджане «Зангезурским коридором», призван соединить основную территорию Азербайджана с Нахичеванским краем и далее в Восточную Анатолию. Предполагается строительство железных и автомобильных дорог, нефте- и газопроводов, развитие инфраструктуры связи через Сюникскую область с выходами на Турцию. Присутствие в этом пакете нефте- и газопроводов, да и само название «Дорога Трампа» указывают на вероятную реанимацию американских и западноевропейских проектов 1990-х – начала 2000-х гг. о создании дополнительных таких артерий через Армению из Азербайджана в Турцию далее в Европу.

Обращает на себя внимание и синхронное ускорение процесса нормализации отношений Еревана с Анкарой. По официальной информации турецкой стороны 12 сентября с. г., спецпредставители Турции и Армении по процессу нормализации отношений, посол в отставке Сердар Кылыч и заместитель председателя Национального собрания Армении Рубен Рубинян, в ходе 6-го раунда переговоров в Ереване «…подтвердили свою приверженность продолжению нормализации отношений без предварительных условий и достигли договоренности об ускорении процесса для реализации соглашения 2022 г. о пересечении границы между двумя странами». Уточнено, что стороны приняли решение «о проведении необходимых технических работ соответствующими органами двух стран по вопросу восстановления и ввода в эксплуатацию железнодорожной линии Карс-Гюмри (протяжённостью 215 км, бездействует с 1993 г. – Прим. Ред.) и электрической интерконнекторной линии. Стороны решили приложить усилия в этом направлении» (1).

Тем временем, взаимная торговля России и Армении в этом году уже значительно сократилась и по итогам 2025 года может составить чуть более 6 млрд., долл., что вдвое меньше, чем в 2024 году, сообщил в кулуарах ВЭФ-2025 вице-премьер правительства РФ Алексей Оверчук: «…что касается торговли России и Армении, она уже сократилась существенно и мы ожидаем, что к концу года она упадет по сравнению с прошлым годом в два раза. То есть, если в прошлом году было 12,4 млрд, то в этом году, наверное, будет в районе 6 млрд., может быть, чуть побольше». В этой связи эксперты отмечают сокращение в текущем году реэкспорта между Арменией и Россией, достигавшего с 2022 г. минимум трети от общего двустороннего товарооборота, что негативно влияет на его объемы.

Сокращение объёмов внешней торговли связано с уменьшением реэкспорта, но это не оказывает существенного влияния на экономику страны, говорит министр экономики Геворг Папоян. По его словам, в то время как доля готовой продукции в армянском экспорте в Европу якобы растёт, реэкспорт приносит очень мало экономической выгоды. Согласно озвученным им данным, более 3,7 млрд долл. из общего объёма сокращения торговли в 4,2 млрд долл. приходится на ювелирные изделия и необработанное золото, 185 млн долл. – на платину, 175 млн долл. – на серебро, «то есть почти 4 млрд долл. из 4,254 млрд долл. – это золото и немного бриллиантов. Золото – необработанный или полуобработанный порошок – ввозится в Армению, а затем в том же виде реэкспортируется в ОАЭ. Золото из России, в виде слитков или листов, доставляется в Армению самолётом, переквалифицируется армянской компанией, а затем отправляется в ОАЭ. Выигрывает ли от этого Армения? Нет, не выигрывает. Здесь ничего не создаётся», – утверждает Папоян, объясняя продолжающийся рост экономике при сокращающейся внешней торговле. «…Налоговые поступления растут двузначными темпами, туризм растёт двузначными темпами, сельское хозяйство тоже растёт быстрыми темпами. Эта торговля золотом ничего не дала Армении. Напротив, она создаёт значительные риски для нашей экономики. Если бы это продолжалось, мы могли бы столкнуться с различными санкциями», – указывает министр на логику и вектор предпринимаемых правительством мер и шагов. Программу поддержки ориентированного на экспорт в Европу бизнеса Папоян считает успешной: в январе–июне этого года экспорт готовой пищевой продукции увеличился на 56 %, экспорт напитков вырос на 20 %, что способствует дальнейшему росту отрасли.

Напомним, что в 2024-25 гг. правительство Пашиняна и правящая партия «Гражданский договор» запустили процесс принятия решения о вступлении страны в Евросоюз. Власти и РФ, и Армении, комментируя это решение, отмечали невозможность одновременного членства Армении в двух интеграционных объединениях. В начале текущего года тот же А. Оверчук указывал на негативное влияние решения Армении по участию в ЕС на экономические отношения с РФ. По его словам, российский бизнес «ещё в 2024 году начал постепенное сокращение операций на армянском рынке».

Вдобавок, в рамках «проевропейской» политики в Ереване в январе 2024 г. отказались, под предлогом «нерентабельности», от действовавшего с 2007 г. с перерывами «черноморского» паромного маршрута между российским портом Кавказ и грузинским Поти, перевозки по которому достигали около 20 % в армяно-российском товарообороте. Вместе с тем, в 2023 г. по инициативе армянской стороны обсуждалось создание регулярных параллельного паромного маршрута Кавказ – порт Батуми и выходящей в Армению через Грузию контейнерной морской линии Новороссийск – Батуми, но с прошлого года эта тема заглохла…

Всё вышеизложенное вполне вписывается в нынешнее восприятие России нынешним правящим классом Армении. Так, президент Ваагн Хачатрян 11 сентября с. г. в интервью RTVI заявил, что «сейчас совсем другие отношения с Россией – партнёрские. Отношение России к Армении – не так, как старшего к младшему брату, а просто партнерские отношения, чего мы добивались последние четыре года в действительности». При этом в Ереване «хотят, чтобы российские коллеги учитывали самостоятельные решения властей нашей страны». Правительство Армении «само должно решать, с кем, как торговать, работать, иметь дипломатические отношения». Схожее мнение высказывает и премьер-министр Никол Пашинян: «…Армения является независимым государством уже 34 года, и важно понимать, что партнёрство – это не «брак», а дружба, и если много друзей, то вы нормальный человек. Международные отношения существуют для того, чтобы у государства было как можно больше партнёров».

Таким образом, полностью подтверждается ранее сделанный нашим изданием вывод: приняв политико-правовое движение «в Европу», что предполагает в том числе и скорейшую нормализацию армяно-турецких отношений, действующие армянские власти пытаются «заговаривать зубы» России, изображая «многовекторность» и «диверсификацию». В случае победы на выборах приоритетом внешней политики Армении станет интеграция в Европейский союз, в то время как отношения с Россией пребывают в процессе «конструктивной трансформации», подтвердил Никол Пашинян 20 сентября на съезде правящей партии «Гражданский договор».

Алексей Балиев

Примечание

(1) Премьер-министр Никол Пашинян объяснил исчезновение силуэта горы Арарат (с 1921 г. официально в Турции) с пограничных штампов в паспортах. Отрицая давление со стороны Анкары, он обосновал новацию тем соображением, что армяне должны уважать признанные границы страны. С 1 ноября армянские пограничники будут официально ставить в паспортах новый штамп — уже без Арарата. Соответствующее решение было принято 11 сентября, накануне приезда в Ереван спецпредставителя Турции Сердара Кылыча. Бывший посол Армении по особым поручениям. Власти планируют убрать изображение Арарата также и с герба страны, заявил 18 сентября бывший посол по особым поручениям Эдмон Марукян. По его словам, Турция не выдвигает требований убрать Арарат со всех государственных символов Армении ради открытия границы — эта инициатива принадлежит армянскому руководству и лично Пашиняну: «это хотят сделать для трансформации армянской идентичности».