Армения: о признаках укрепления прозападного внешнеполитического вектора
После начала 24 февраля специальной военной операции на Украине и по мере возрастающего санкционного давления на Москву интенсивность армяно-американских и армяно-европейских политико-дипломатических контактов заметно возросла. Ещё больше армянская сторона обозначила свои приоритеты вскоре после несостоявшегося визита Сергея Лаврова в Белград, когда власти Болгарии, Северной Македонии и Черногории не разрешили пролёт российского министра в Сербию. Вскоре после скандального инцидента, 14-15 июня, в Софии побывал с визитом министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян. Согласно официальной информации, «…стороны обменялись мнениями о возможностях развития экономического сотрудничества, были обсуждены также перспективы развития отношений Армения – ЕС. Была подчеркнута необходимость достижения долгосрочного и всеобъемлющего урегулирования нагорно-карабахского конфликта путем мирных переговоров под мандатом сопредседательства Минской группы ОБСЕ». В ходе встречи с депутатами группы дружбы «Армения – Болгария» парламента балканской страны обсуждались вопросы«стимулирования сотрудничества между Арменией и Болгарией в торгово-экономической, туристической, образовательной, культурной сферах, для реализации которого существует богатая договорно-правовая база, включающая более 60 документов». А ровно через неделю, 22 июня, Народное Собрание Болгарии вынесло вотум недоверия правительству Кирила Петкова с его крайне антироссийским внешнеполитическим курсом (вплоть до организации на территории не слишком богатой, мягко говоря, страны, денежных сборов в пользу режима Зеленского).
Наряду с Болгарией и соседней Польшей, сегодняшняя Чешская Республика – один из «флагманов» европейской русофобии. «Нужно активизировать программу “Восточное партнерство” в рамках председательства Чехии в ЕС с июля 2022 года. Поскольку из-за смены геополитических реалий наблюдается ее дезинтеграция», – заявил в ходе прошедших в середине мая в Праге переговоров с заместителем главы чешского парламента Иржи Ружичкой спикер Национального Собрания Армении Ален Симонян, ранее прославившийся рядом неоднозначных поступков и скандальных заявлений. По мнению главы парламента Армении и одного из ближайших соратников премьер-министра Никола Пашиняна, вернуться к «Восточному партнёрству» тем более необходимо, что «Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и Европейским Союзом (2017 г.) открывает новые перспективы для углубления сотрудничества не только с ЕС, но и со странами-членами, в частности, с Чехией». В свою очередь, его собеседник отметил «растущую актуальность программы “Восточное партнёрство” и партнёрского соглашения ЕС с Арменией», вступившего в силу с марта 2021 г.
Документ, подписанный ещё во времена Сержа Саргсяна, носит комплексный, хотя и по большей части весьма общий характер, определяет основные направления сотрудничества между Брюсселем и Ереваном. Наряду с поддержкой «гражданского общества» и локальными донорскими проектами в экономической сфере, немаловажное внимание уделяется «реформам» правоохранительной и судебной системы, на которые в 2020 году правительство Армении получило грант в 9 миллионов евро. Согласно опубликованному в начале года европейскому индексу общей оценки стран-членов «Восточного партнерства» на 2020-2021 годы, Армения является лидером по части независимости судебной власти. А 8 июня под присмотром посла ЕС Андреа Викторин в Ереване прошла конференция на тему «Судебная власть как гарант демократии». Наговорив много хороших слов, в своей речи госпожа посол похвалила армянские власти, продолжающие «свой курс на проведение реформ» перед лицом многочисленных вызовов. «Конечно, могут возникнуть вопросы о том, как сформировалась данная оценка посла ЕС, когда, например, в Армении у судов изъята компьютерная система визирования уголовных дел, во время мирных демонстраций правоохранительные органы применяют спецсредства, подвергают приводу депутатов, избивают демонстрантов и возбуждают десятки уголовных дел именно за гражданскую активность», – удивляется в этой связи одно из оппозиционных изданий. Более того, 20 июня уже бывший председатель «Высшего Судебного Совета» Армении Рубен Вардазарян представил запись своего разговора с нынешним исполняющим обязанности его главы Гагиком Джангиряном, оказывающим на своего собеседника прямое морально-психологическое давление. «Высший Судебный Совет» призван гарантировать максимальную независимость судебной системы, однако уже только сомнительное протаскивание на место его председателя одиозного «кадра» из обоймы Левона Тер-Петросяна свидетельствует о многом.
Создаётся впечатление, что европейские кураторы поддерживают любые шаги «бархатных революционеров», исходя из сугубо политических соображений. То же касается американцев, всячески намекающих Еревану на необходимость де-факто следования антироссийским санкциям. В ходе переговоров в Ереване 18 июня А. Мирзоян и помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Карен Донфрид «…коснулись двусторонних отношений, основанных на общих ценностях демократии, защиты прав человека и верховенства закона, а также перспектив расширения сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес. Глава МИД РА с удовлетворением отметил визит армянской правительственной делегации в США в мае с.г., состоявшиеся в его рамках встречи, возобновление работы в рамках армяно-американского стратегического диалога». Заметим, иллюзия такого рода «диалога», якобы отдельного от более широкой региональной повестки, может использоваться в качестве приманки для наивных простачков из Еревана, в силу ряда особенностей становления в качестве политиков готовых повестись на любую ничего не значащую льстивую фразу. Отчасти в пользу подобного рода предположения свидетельствуют и высказывания Мирзояна по «карабахскому вопросу» о необходимости полного возобновления мирных переговоров по всеобъемлющему урегулированию конфликта в рамках сопредседателей Минской группы ОБСЕ «с использованием усилий США в качестве сопредседательствующей страны». Напомним, о фактической кончине «Минской группы» по воле западных партнёров заявил в минувшем апреле Сергей Лавров в ходе переговоров с тем же Мирзояном. «Деятельность Минской группы ОБСЕ прекращена» по инициативе Запада с момента начала боевых действий в Украине, подтвердил российский министр уже и в ходе недавнего визита в Баку.
Создаётся впечатление, что своими упорными апелляциями к де-факто несуществующему формату, надо полагать, глава армянской дипломатии ставит под сомнение роль Москвы в армяно-азербайджанском урегулировании. На фоне прогрессирующей санкционной истерии Запада армянские власти неизменно подчёркивают своё стремление и впредь крепить связи с Евросоюзом и США. Однако Вашингтон и Брюссель неизменно потребуют (и уже требуют) не только слов, но и дел, так что вопрос о том, насколько армянской стороне удастся совмещать прямо противоположные внешнеполитические вектора, остаётся открытым. Во всяком случае, биолаборатории Пентагона на территории республики продолжают действовать как ни в чём ни бывало – очередная протестная акция перед зданием Национального центра по контролю и профилактике заболеваний Министерства здравоохранения Армении состоялась 22 июня. «Сегодня власти пытаются манипулировать темой биолабораторий, в частности, если мы говорим об этой теме, пытаются представить, выгодно ли это, например, России или другой стране. Между тем, мы поднимаем этот вопрос, прежде всего, в интересах нашей национальной безопасности», – заявил лидер партии «Зартонк» Ара Зограбян, призвав провести расследование деятельности опасных объектов в контексте международных конвенций о запрещении разработки и применения биологического оружия. Апрельским заявлением президента России и премьер-министра Армении «подтверждено, что территории обоих государств не будут предоставляться для использования третьими странами в целях осуществления деятельности, направленной против интересов друг друга в сфере биобезопасности», однако о приостановке их работы речи, по-видимому, речи не идёт. Более того, в Минздраве Армении указывают на отсутствие в национальном законодательстве термина «биолаборатории».
Весьма странная ситуация складывается и с паромным сообщением от грузинского порта Поти до российского порта Кавказ, предназначенного в основном для перевозки грузов российско-армянской торговли. Министр экономики РФ В. Керобян в конце прошлого года и в мае – июне нынешнего года заявлял о том, что паром, введённый в действие с 2007 г. и функционировавший с длительными перерывами, вновь заработает с 15 июня 2022 г. с двумя рейсами в неделю в обоих направлениях. Однако через неделю после предполагаемой даты запуска паромного сообщения стало известно о проблеме с нидерландской кампанией, владеющей потийскими терминалами и соблюдающей антироссийские санкции. Позже в Минэкономики Армении сообщили о резервном варианте – перенаправлении парома на Батуми. При этом, РЖД и Грузинские железные дороги Грузии с начала 2022 г. снизили тарифы на перевозки к портам / от портов Кавказ и Поти на 35-45 %. Со своей стороны, В. Керобян в начале мая сообщил о принятом решении субсидировать эти перевозки во втором полугодии текущего года.
Однако, как говорится, «воз и ныне там». Предполагаемая вместимость каждого из 2-3 паромов – 50 грузовиков и 40 вагонов, для небольшой республики немало. Попытки автора уточнить в руководстве ЮКЖД (концессионер железных дорог Армении) и в Минэкономики Армении вопрос о сроках «нового» открытия этого маршрута оказались безуспешными. Высказываются предположения о затягивании армянской стороной решения административных и смежных вопросов, связанных с восстановлением регулярной работы парома. По неофициальной информации, загрузка парома с грузами для Армении должна была состояться не позже 24 июня в порту Кавказ, но официальных тому подтверждений нет. Соответственно, не снижается нагрузка на погранпереходе Казбеги – Верхний Ларс, где с начала 2022 г. всё чаще скапливаются автогрузовые колонны с товарами российско-армянской торговли.
Следует ли считать, что «пауза» с запуском парома содержит геополитическую подоплёку, будучи связанной с нежеланием Еревана подпасть под антироссийские санкции и его следованием «советам» западных эмиссаров? На такую мысль наталкивает и примерное совпадение по времени всей этой истории с решением Вильнюса ограничить грузовые перевозки между основной территорией России и Калининградской областью. Но если это так, то дееспособность армянских властей и по остальным направлениями диалога с Россией может быть поставлена под сомнение.
Алексей Балиев