Армяно-российские торгово-экономические связи: в ожидании шторма?

Армяно-российские торгово-экономические связи: в ожидании шторма?СегодняАрмяно-российские торгово-экономические связи: в ожидании шторма?

Торговля между Россией и Арменией за 2023 год достигла рекордных значений, заявил Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Николом Пашиняном в Москве 8 мая. «Товарооборот достиг более чем 7 млрд. долл. Такого объёма в наших торгово-экономических связях никогда раньше не было», – констатировал глава российского государства, добавив, что это связано главным образом с увеличением армянского экспорта в РФ.

Согласно данным Статистического госкомитета Армении, товарооборот республики со странами ЕАЭС в 2023 году составил 36,8% её общего объёма внешней торговли. При этом товарооборот с Россией превысил 7 млрд 306 млн долл., увеличившись в сравнении с предыдущим, 2022-м годом, на 43,3%.

В частности, в 2023 году реэкспорт в Россию вырос на 76,8%, в то время как экспорт товаров армянского происхождения – только на 7,5%, рассказал министр финансов РА Ваге Ованнисян на недавних слушаниях по выполнению госбюджета за 2023 год в Национальном Собрании республики. Пока этот тренд сохраняется. Чиновник не привёл подробных данных по экспорту местных товаров и реэкспорту, как и по их товарному ассортименту, но отметил, что представители правительства «ранее никогда не раскрывали такие данные – даже в процентном соотношении».

Реэкспорт, особенно подсанкционных для РФ товаров, стал очень крупной – надо полагать, фактически основной – статьёй в армянском экспорте в Россию примерно с середины 2022 года. Уже по итогам 2022 года экспорт из Армении в Россию (по сравнению 2021-м) вырос почти втрое – примерно до 2 млрд 410 млн. долл., а статистика Армении даёт более высокий показатель.

Армяно-российские торгово-экономические связи: в ожидании шторма?

В минувшем мае экономисты отмечали и крупный обратный поток движения товаров – из России через Армению – на внешние рынки. Этот тренд тоже сохраняется: в основном реэкспортируется российское золото, направляемое преимущественно (до 70%) в ОАЭ и китайский Гонконг, а также некоторые другие товары.

Примечательно, что по мере более активного политического сближения действующей армянской власти с Америкой и Европой, Еревану пока (во всяком случае, явно и публично) вторичными санкциями не угрожают – по-видимому, в сугубо тактических целях, стремясь и следуя довольно чётко продуманной логике. По мнению декана Колледжа бизнеса и экономики Американского университета Армении, бывшего вице-премьера Ваче Габриеляна, геополитический разворот Еревана на Запад – главная цель Запада в отношении Армении, в процессе достижения которой можно до поры до времени закрыть глаза и на отдельные «шалости»: «…Наиболее наглядным примером последних лет может служить реэкспорт автомобилей (до 70% приходится на РФ. – Прим. авт.). До сих пор лишь две армянские реэкспортные компании оказались под санкциями. Армении не запрещено экспортировать и эти товары в Россию. И пока я не вижу оснований к тому, чтобы Армения оказалась под западными санкциями» (1).

Экономические же интересы небольшой кавказской страны, зажатой между недружелюбными, мягко говоря, соседями с запада и востока, требуют оптимального балансирования между политикой и экономикой: «…с учётом нестабильности в армяно-российских отношениях точно предсказать уровень экономического роста в Армении – 4% или 5% в 2024 году – я не возьмусь. Россия – наш крупнейший экономический партнер, огромный рынок для нашего экспорта (то есть, в основном реэкспорта, главным образом через грузинский порт Поти в Армению и затем в Россию уже под армянским «лейблом» – Прим. ВПА) и импорта энергоносителей. В случае существенного ухудшения экономических отношений с Россией наша экономика заплатит очень высокую цену. Это будет чревато большими трудностями для Армении, чем если бы мы разорвали наши дипломатические и торгово-экономические отношения, скажем, со всеми странами Персидского залива», прогнозирует В. Габриелян.

Ситуативность экономического роста в Армении, обусловленного преимущественно событиями в России и вокруг неё после 24 февраля 2022 года, подтверждается двумя имеющими цифровое измерение парадоксами:

  • производство выросло всего на 1,4%, внутренняя торговля – на 16,2%, в то время как внешнеторговый оборот в июне подскочил почти на 35% (относительно июня 2023 г.). Армения торгует тем, чего не производит.
  • реальный экономический рост невозможен без производственного, а производственный – без роста потребления электроэнергии. Между тем производство в Армении стагнирует, причём выработка электроэнергии упала более чем на 5%. Скорее всего, реэкспорт драгоценностей активно продолжается, хотя и в существенно меньших объёмах, чем в первом квартале.

В недавнем письме армянским коллегам Россельхознадзор выразил обеспокоенность участившимися в этом году случаями экспорта из Армении в Россию небезопасной продукции растительного происхождения (абрикосы, яблоки, томаты, перец и др. – прим. авт.), попросив до завершения расследования причин нарушений приостановить отправку на российский рынок продукции от 16 поставщиков. Письмо получено, переговоры о решении проблемы ведутся, планируется внедрить новые механизмы для исключения подобных случаев, сообщили в Инспекции по безопасности пищевых продуктов Армении. Хотя как таковых ограничений на ввоз в Россию продукции из Армении нет, подобного рода сюжеты, вне зависимости от наличия или отсутствия где-либо пестицидов или вредных жучков, зачастую толкуются в контексте возможных политических осложнений в диалоге с тем или иным внешнеэкономическим партнёром.

Кроме того, поток денежных переводов в Армению из России рухнул на 20%, а общий объём грузоперевозок в кавказской стране в январе-мае 2024 года упал по сравнению с аналогичным периодом 2023 года на 17,6%, что также можно охарактеризовать как предвестье (если не начало) экономического спада.

Динамика двусторонней армяно-российской торговли вызывает пристальный интерес в соседнем Азербайджане, где назойливо выражают недовольство позицией Запада насчет обхода антироссийских санкций при содействии Еревана: «…более чем странно выглядит реакция, вернее, её полное отсутствие у западных партнёров Армении. Может возникнуть вопрос: неужели не видят? – но нет, прекрасно видят… Армения оказалась в центре внимания в прошлом году, когда президент Ваагн Хачатрян заявил, что Россия "выдержит санкции" и пообещал наладить более тесные экономические связи с "братской" Москвой».

По мнению бакинской пропаганды, события на Украине стали «ещё одной "лакмусовой бумагой", проявившей двойные подходы Запада, проявляющиеся на этот раз в мягкости к обходу армянами антироссийских санкций. Видимо, постоянные заверения Еревана в вечной дружбе с Западом затмили глаза настолько, что на Западе упорно не замечают рекордных объёмов экспорта из Армении в Россию». Заметим, обличая лицемерие и двойные стандарты Запада, в Баку отнюдь не прочь поучаствовать в продвигаемых Брюсселем мутных схемах экспорта в Европу российской нефти под видом «азербайджанской» с западных берегов Каспия, на что явно указал в том числе и президент Алиев в ходе недавнего медиа-форума в Шуше.

Что же касается политико-дипломатического «окучивания» коллективным Западом действующей армянской власти, то можно не сомневаться, что рано или поздно оно так или иначе начнёт сказываться в том числе на армяно-российских торгово-экономических связях в сторону их дальнейшей фрагментации и хаотизации. Политика, проводимая правительством Пашиняна в отношении членства в Европейском Союзе, непосредственно угрожает независимости и суверенитету Республики Армения, поскольку структура и законодательство Европейского Союза предполагают отказ стран-членов от государственного суверенитета и возможности проводить независимую политику, отметил в ходе недавней конференции в Ереване политолог Айк Айвазян.

В Кремле не хотели бы, чтобы Армения наращивала свои отношения с ЕС в ущерб сотрудничеству с Россией, заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. В Москве уважают действия Армении по развитию отношений с другими странами, при этом Кремль рассчитывает на политическую мудрость армянского руководства, но «мы только не хотели бы, чтобы эти поиски выполнялись в режиме, который когда-то выбрал киевский режим, то есть "или-или". Такая безальтернативность политического видения – это не то, что мы хотели бы видеть».

Алексей Балиев, Андрей Арешев

Примечание

(1) Под вторичные санкции США за связи с Россией с начала боевых действий на Украине в феврале 2022 г. и до конца первого полугодия 2024 г. подпали 44 компании из 57 стран, следует из расчетов директора Российского совета по международным делам Ивана Тимофеева. Из них в Киргизии 10 компаний, в Молдавии – 8, в Белоруссии – 7, в Казахстане – 4, в Армении – 3, в Азербайджане – 2, в Грузии и Таджикистане – по одной компании.