Атака на Эрбиль – предвестие краха ирано-американской «ядерной сделки»?
В Иране имеют полное право не доверять теряющей разум администрации Байдена
Вночь на 13 марта запущенные с территории иранской провинции Восточный Азербайджан 12 неуправляемых баллистических ракет (некоторые источники сообщают о 14) разорвались в административном центре Курдского автономного региона Ирака городе Эрбиль. Согласно предварительной и весьма разноречивой информации с мест, среди предполагаемых целей могло быть строящееся американское консульство, военные базы «антитеррористической» коалиции, а также, не исключено – объекты спецслужб, в том числе израильского «Моссада». По-видимому, заметных разрушений всё же не случилось; пострадал офис местного курдского телеканала.
Дислоцированные в международном аэропортовом комплексе Эрбиля американские оккупационные силы подвергались ракетным и «беспилотным» атакам, в причастности к которым Вашингтон обвинял местных проиранских ополченцев (в частности, в январе 2020 г. последовал ответ на убийство Касема Сулеймани), однако таких нападений не наблюдалось в течение нескольких месяцев.
На этот раз, согласно иранским источникам, ответственность за ночную атаку взял на себя «Корпус Стражей Исламской Революции», предполагаемые объекты которого в Большом Дамаске попали 7 марта под очередной удар ВВС Израиля (двое убитых). На любое повторное нападение со стороны этого государства иранцами обещан «жёсткий, решительный и разрушительный ответ».
Ранее Тегеран прервал проходившие в Ираке консультации с Эр-Риядом по вопросу о возможной нормализации двусторонних отношений. Не заладились дела и на венских переговорах по возобновлению «иранской ядерной сделки» 2015 года, виною чему – американское санкционное безумие. В начале марта вполне логичным дипломатическим ходом Москва потребовала вывода из-под возможных ограничений любых российско-иранских проектов или торговых сделок, которые могли бы возникнуть в будущем. Российские переговорщики в Вене настаивают на документальных и юридических гарантиях того, что санкции, введённые США и Евросоюзом после вынужденного начала специальной военной операции на территории бывшей Украинской ССР, не будут препятствовать экономическим, политическим и военным контактам России с Ираном.
Несмотря на попытки Запада «навести тень на плетень», подобный подход Москвы целиком и полностью отвечает интересам Тегерана. Навязчивое стремление администрации Байдена к выводу на европейский рынок иранской нефти в качестве альтернативы российской носит сугубо сиюминутный и эфемерный характер. Но даже если допустить вариант с дальнейшим снятием ограничений (что вряд ли), то имеются серьёзные и оправданные подозрения, что даже после этого европейские и американские компании едва ли вернутся в полном объёме туда, откуда уже ушли. Соответственно, открываются новые перспективы сотрудничества Тегерана с Пекином и Москвой. Не исключено начало переговоров с участием контролируемой КСИР инженерной компанией Khatam-al Anbiya с целью решить проблему отказа от санкций. Основное направление деятельности кампании и её дочерних структур – строительство промышленных и инфраструктурных объектов. В рамках предполагаемого соглашения Россия будет получать иранские запасы урана, обогащённого до 60% и взамен поставлять желтый кек (концентрат урана в порошкообразной форме). 7 марта Сергей Лавров провел телефонные переговоры со своим иранским коллегой Хосейном Амир Абдоллахианом, после чего в МИД России заявили о том, что «восстановление СВПД должно предоставить всем участникам равные права для беспрепятственного развития сотрудничества во всех сферах безо всякой дискриминации».
11 марта глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил о приостановке переговоров в Вене по окончательному согласованию якобы почти готового текста «Совместного всеобъемлющего плана действий» по причине «внешних факторов», под которыми он понимает желание России ослабить санкции. В реальности же дело обстоит, мягко говоря, не совсем так – переговоры были приостановлены после конфискации американцами иранской нефти на двух греческих суднах в Хьюстоне и на Багамах общей стоимостью 38 млн долларов. Как отмечают осведомлённые наблюдатели, это произошло после получения информации из Вены о том, что в рамках обновлённого СВПД Тегеран может получить куда более лучшие условия, нежели те, на которые могли рассчитывать прежний президент Хассан Роухани и его министр иностранных дел Мохаммед Джавад Зариф. В частности, речь идёт о праве отключать, но не демонтировать каскады передовых центрифуг (благодаря которым можно активизировать процесс обогащения урана) на трёх объектах в Натанзе и Фордо, что рассматривается Тегераном в качестве неявной гарантии на случай очередного отказа США от сделки подобно тому, как это случилось при Трампе в 2018 году. Согласно имеющимся оценкам, Иран располагает более 3300 передовых центрифуг, на порядок более эффективных по сравнению с установками первого поколения. «Даже если Конгресс США чудесным образом одобрит эту сделку, они всё равно смогут отменить ее в течение нескольких часов, если захотят. Поэтому в случае, если США снова решат нарушить или разорвать сделку, существование этих высокоразвитых центрифуг является более сильной гарантией, чем все, что США могли бы дать», – уверен иранский дипломатический источник.
В этих словах чувствуется более чем обоснованное неверие в какие-либо гарантии со стороны администрации Байдена, похоже, окончательно утратившей последние остатки какой-либо адекватности. В полной мере об этом свидетельствует недавний отказ Вашингтона отменить статус КСИР как «международной террористической организации», наглое вмешательство в диалог между Тегераном и МАГАТЭ, а также отказ от пересмотра санкционных списков. Попытки США перенести обсуждение этих вопросов «на потом» наталкиваются на стену непонимания с иранской стороны. Более того, в ежегодном докладе координирующего деятельность американских спецслужб офиса директора Национальной разведки Иран обвиняется в формировании террористических ячеек на территории Америки. Даже заключение договоренностей, предполагающих выведение Исламской Республики из-под санкционного режима, не заставит ее «напрямую вступить в дипломатические отношения» с США, уверены авторы доклада: «Бескомпромиссные официальные лица Ирана испытывают глубокое недоверие к Вашингтону и не верят, что Соединенные Штаты могут обеспечить или сохранить какие-либо преимущества, которые может предложить обновленный СВПД». Ранее Телеканал CBS опубликовал представленные Госдепартаментом в Конгресс две внутренние записки с упоминанием «серьезной и реальной угрозы» жизни бывшего госсекретаря Майкла Помпео и бывшего спецпредставителя по Ирану Брайана Хука. А источники Washington Examiner спекулируют на тему «иранской угрозы» жизни небезызвестного Джона Болтона уже после его ухода с поста помощника Трампа по национальной безопасности.
Заявляя вроде бы о заинтересованности в заключении «ядерной сделки» с Ираном, одновременно конфискацией «санкционной» иранской нефти и прочими враждебными акциями вашингтонский истеблишмент всячески торпедирует переговоры, открывая Ирану пространство для более уверенных действий. В случае дальнейшей эскалации конфликта, относительно которой сомнений мало, цены на энергоресурсы продолжат обновлять рекорды, умножая хаос на мировых рынках топлива. Объявленная России Западом экономическая война способствует пересмотру приоритетов Москвы в процессе венских переговоров. Никакая «ядерная сделка» не может быть пройти без одобрения России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, а наметившиеся попытки исключить Москву из процесса приведут к его окончательному краху. Находясь перед множественными вызовами, Иран имеет полное право защищаться всеми доступными ему методами и средствами.
* * *
Помимо Ирана, организаторы недавнего «саммита за демократию» пытаются искать замену российской нефти у «диктатора Мадуро» и в аравийских песках, однако лидеры Саудовской Аравии и Объединённых Арабских Эмиратов разговаривать по телефону с Байденом отказываются. Во всяком случае – пока. Как сообщил один из приближённых наследного принца КСА Мохаммеда бин Сальмана, «между США и их союзниками в Персидском заливе существует много проблем, которые необходимо решать и решать… доверие необходимо восстановить, но это не имеет никакого отношения ни к России, ни к войне на Украине. Администрация США знала, что движется к кризису. Они должны были установить отношения со своими союзниками, скоординировать и выстроить их заранее… а не просто ожидать, что они подчинятся и будут регулировать цены на нефть».
Таким образом, ключевые игроки в рамках ОПЕК явно настроены на самостоятельную политику в энергетической сфере, предполагающую минимальную оглядку на антироссийское остервенение окончательно съехавших с катушек обитателей Белого дома и Госдепа.
Дмитрий Нефёдов