Атака на объект КТК в Краснодарском крае: возникнет ли призрак «Шторма над Каспием»?
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g» itemProp=»headline»>Атака на объект КТК в Краснодарском крае: возникнет ли призрак «Шторма над Каспием»?7 минут8 прочтенийВчераВчера
Согласно заявлению ПАО «Транснефть», «ночью 17 февраля 2025 года в период с 00:22 по 01:55 гражданский промышленный объект международного Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) – крупнейшая нефтеперекачивающая станция «Кропоткинская» – подвергся массированной атаке семи беспилотных летательных аппаратов самолетного типа, управляемых подконтрольными киевскому режиму вооруженными формированиями. БПЛА, помимо взрывчатки, были начинены металлическими поражающими элементами…
Транспортировка нефти по магистральному нефтепроводу «Тенгиз – Новороссийск» временно осуществляется по аварийной схеме, минуя НПС.
По мнению специалистов КТК, последствия указанного удара будут устраняться в течение от 1,5 до 2-х месяцев, что может привести к снижению объемов прокачки нефти из Казахстана на порядка 30 %.
КТК объединяет крупнейшие предприятия ТЭК России, Казахстана, США и ряда стран Западной Европы. Основная производственная задача Консорциума – прокачка нефти, добываемой на казахстанских месторождениях. Объёмы транспортировки в 2024 г. составили 63 млн т нефти, при этом около 74% указанных объемов приходится на долю американских и других западных грузоотправителей.
Только одна Chevron в 2024 г. прокачала по КТК 26,8 млн т, что составляет около 20% общемировой добычи американской корпорации. Роль Консорциума в обеспечении глобальной энергетической безопасности и реализации экономических интересов стран-участниц единогласно признаётся всеми акционерами КТК и руководством соответствующих государств, о чём красноречиво свидетельствует тот факт, что в отношении Консорциума никогда не вводилось [коллективным Западом с начала СВО – Прим. ред.] никаких санкционных или ограничительных мер».
В свою очередь, вице-премьер РФ Александр Новак на встрече с Президентом России заявил о временном снижении объемов прокачки по КТК на 30-40% после атаки БПЛА. Международный объект не прикрывали средства ПВО России, получающей всего «пять копеек» за транзит по КТК, вся эта нефть принадлежит американским и европейским компаниям, напомнил Владимир Путин. Атака на КТК выглядит как скоординированные с Европой действия, заявил глава государства, косвенно указан на связь между атакой на КТК и новыми санкциями Евросоюза: «ВСУ нанесли удар, а через два дня европейцы объявили о том, что отремонтировать эту станцию невозможно, потому что основное оборудование европейского производства» (19 февраля Брюссель согласовал 16-й пакет антироссийских санкций, включая запрет на обслуживание газо- и нефтеперерабатывающих заводов). Кроме того, атака на объект КТК была бы невозможной без данных космической разведки, которыми делятся с ВСУ западные покровители Киева.
После инцидента казахстанские СМИ сообщали о найденном поблизости от города Уральск французском беспилотнике, предположительно, принадлежащем ВСУ и очень похожем на разработанный французской компанией Sagem разведывательный БПЛА Crecerelle. Всё это – грани более чем серьёзной проблемы, упирающейся в декларативный характер регионального сотрудничества в сфере безопасности. Так, статья 3-я Конвенции 2018 года о правовом статусе Каспийского моря декларирует «неприсутствие на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих сторонам». В то же время, как отмечает востоковед Александр Князев, «отсутствие согласованной и утвержденной всеми пятью странами детализации "неприсутствия" "посторонних" вооружённых сил, отсутствие зафиксированных конкретных критериев "присутствия" открывает окно возможностей для заинтересованных некаспийских акторов… Наиболее уязвимыми в несоблюдении режима недопущения военного присутствия некаспийских стран остаются Азербайджан с его тесными военными отношениями в военной сфере с Турцией и Израилем и Казахстан, активно развивающий военное сотрудничество с Турцией, США, Великобританией и с НАТО в целом… время прецеденты украинских атак на гражданские объекты непосредственно в Каспийском регионе и на прилегающем Северном Кавказе, а также на связанную с интересами каспийских стран энергетическую инфраструктуру, надолго и существенно сокративший нефтяной экспорт Казахстана), требуют, как минимум, обновления коллективных представлений о состоянии безопасности в Каспийском регионе».
Маршрут КТК и соседние нефтепроводы / порты
Немаловажен и политико-правовой аспект. Казахстан должен подать в суд на Украину из-за удара дронов-камикадзе по объекту Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), нанесших ущерб в 600 млн долл. (54,25 млрд руб.), уверен член общественного совета Минэнерго Казахстана Олжас Байдильдинов, высказав также мнение, что поврежденную НПС «Кропоткинская» будет сложно восстановить: во всяком случае, это может занять много времени, а объемы перекачиваемой казахстанской нефти уже снизились, «и вы можете туда еще привезти сколько угодно нефти, но, если у них объемы снижены из-за аварии, они больше перевалить не смогут. В этом основная проблема». Киевляне могли нанести удар по КТК с тем, чтобы «насолить американским компаниям», добывающим нефть в Казахстане и поставляющим её в Евросоюз через российскую территорию, предположил эксперт, и украинское руководство понимало, куда бьёт.
Едва ли власти Казахстана планируют договориться с терпящим военно-политический крах режимом Зеленского о недопущении атак на трубопровод КТК, ведущий к Новороссийску. Москва рассчитывает, что международное сообщество сильнее укрепится во мнении о недопустимости потакания Зеленскому и его банде после атаки ВСУ на КТК, заявила Мария Захарова. Насколько это достижимо в нынешней динамично меняющейся обстановке – предугадать трудно. Во всяком случае, это шаг Астаны показывает, что казахстанская сторона в контексте СВО по-прежнему «оберегает» исключительно свои интересы, потому предпочитает, своего рода, «отстранённый нейтралитет» в военной конфронтации Москвы с Киевом. При этом, напомним, Казахстан и другие страны ЕАЭС участвуют вместе с Россией в ОДКБ.
КТК способен транспортировать с казахстанской территории порядка 72,5 млн. тонн. Основные акционеры КТК – «Транснефть», «Роснефть», казахстанский «Казмунайгаз», структуры «ЛУКОЙЛа», Chevron, ExxonMobil, Shell (имеются и другие зарубежные акционеры).
В связи с инцидентом 17 февраля деструктивные круги в США и НАТО вполне могут достать из пыльного ящика план военно-политической операции «Шторм над Каспием» (разработан в 1994-95 гг. Массачусетским технологическим университетом), предусматривающей попытки перехватить контроль над трубопроводами и связанными с ними морскими нефте- и газоэкспортными терминалами в регионе, в случае военного конфликта между странами региона или / и угрозы бесперебойной работе этих артерий / объектов. Как напоминает гендиректор КТК Николай Горбань, «система КТК задумывалась для поставок в основном в средиземноморский регион. Но уже поставки вышли далеко за его пределы: наша нефть уходит сейчас на рынки по всему миру, на НПЗ разных стран».
Не исключено, что БПЛА-удар по «Кропоткинской» как раз учитывает сценарий пресловутого «Шторма», а потому резонно предположить новые атаки на КТК. Характерно, что в 1991-92 гг., когда формировался консорциум, имелось несколько вариантов трубопроводных выходов к морским портам. Во-первых, это прокачка и по ответвлению КТК Тихорецк (Краснодарский край) – порт Туапсе (имела место в 1995-96 гг.). Во-вторых – через нефтепроводную систему «Дружба» (в основном по трубопроводу Атырау – Самара) в Европу, в т.ч. через примыкающие к этой системе порты Бутинге (Литва), Вентспилс (Латвия), Николаев (бывшая УССР). И, наконец, в-третьих – по трубопроводу не только к Новороссийску и Туапсе, но и по линии Новороссийск – Грузия – Турция, которую намечалось проложить к середине 2010-х годов (причем это проект еще 1970-х годов, т.е. задолго до создания КТК).
Но был выбран кратчайший по расстоянию, хотя весомый по капиталозатратам маршрут к Новороссийску (и Туапсе), в том числе и для того, чтобы понадежнее привязать российскую и казахстанскую нефть, как и порты Новороссийск – Туапсе к конечному экспорту через подконтрольные Турции Черноморские проливы…
Напомним, казахстанские партнёры планируют увеличивать поставки по нефтепроводу Баку – Тбилиси — Джейхан, планируются также поставки из Казахстана по нефтепроводу Баку – Тбилиси – порт Супса, контролируемому «Бритиш петролеум». Не вызывает сомнений, что инцидент на НПС «Кропоткинская» и, тем более, новые аналогичные эксцессы на линии КТК будут способствовать этим тенденциям, и не исключено, что о «Шторме над Каспием» кое-кто ещё вспомнит…
Алексей Балиев