AUKUS vs ASEAN – «рецидив блоковой политики»
Тематика, связанная с усилиями США, Австралии и Великобритании по формированию партнёрства AUKUS, стала одной из тем переговоров между заместителем главы российского МИДа Сергеем Рябковым и замгоссекретаря США Викторией Нуланд, прошедших в Москве 12 октября. Об общем характере обсуждения данного вопроса можно судить по выступлению Сергея Лаврова на 29-й ассамблее Совета по внешней и оборонной политике (СВОП) 2 октября, где, в частности, было сказано следующее: «Одна из самых модных сейчас тенденций — это так называемые индо-тихоокеанские стратегии, которые изобретены США и воплощением которых стала четверка QUAD (США, Япония, Индия, Австралия) и вот недавно — создание AUKUS. Все это идет в русле размывания универсальных форматов в АТР, которые всю жизнь существовали под эгидой АСЕАН, и все они были асеаноцентричны». Ранее, 25 сентября, выступая с трибуны Генассамблеи ООН, министр заявил, что «насаждение «порядка, основанного на правилах», вместо безусловного соблюдения международного права чревато опасными рецидивами блоковой политики, созданием разделительных линий между группой западных стран и остальными государствами».
Вызовы, которые создаёт партнерство AUKUS для государств Юго-Восточной Азии, по-видимому, не ограничиваются снижением эффективности асеаноцентричных диалоговых площадок, например, Восточноазиатского саммита. Риски могут затрагивать и консенсус внутри самой Ассоциации, что связано с необходимостью для её участников определить общую позицию в отношении «полуальянса» Вашингтона, Канберры и Лондона. Однако и уклонение членов АСЕАН от определения своей чёткой позиции по данному вопросу также не пойдёт на пользу их «общему делу».
Глава оборонного ведомства Малайзии Хишаммуддин Хусейн, выступая 12 октября в национальном парламенте, предложил, чтобы подобная позиция был выработана на предстоящем саммите АСЕАН, который должен пройти 26-28 октября. Со стороны Индонезии, традиционно претендующей на роль неформального «модератора» повестки АСЕАН, а также из самой Малайзии, уже прозвучали негативные оценки нового партнёрства, связанные с опасностью раскручивания гонки вооружений и эрозией системы ядерного нераспространения, провоцированием других заинтересованных акторов на более напористые действия. Филиппины уже можно отнести к открытым сторонникам нового партнёрства, другие участники Ассоциации пока свою позицию чётко не прояснили. Хотя, в целом, в АСЕАН преобладает настороженное отношение, вызванное, в первую очередь, участием Австралии в новом партнёрстве.
Решение Австралии о сотрудничестве по разработке технологий для создания собственного атомного подводного флота с неядерным вооружением, являющееся важнейшим направлением кооперации в рамках AUKUS, идёт вразрез с устоявшимся в период с начала 1970-х гг. восприятием Канберры как последовательного сторонника различных инициатив по нераспространению ядерного и других видов оружия массового поражения, что всегда приветствовалось в АСЕАН. Например, Австралия является участником одного из шести соглашений о зонах, свободных от ядерного оружия (Договор Раторонга 1985 г.). Впрочем, амбивалентность внешней политики Австралии проявляется в расчётах на американский ядерный зонтик, при этом американские ядерные гарантии для Канберры выглядят более размытыми, чем для Японии. Хотя сейчас речь не идёт о ядерном выборе Австралии, всё, что касается «немирного атома», является крайне чувствительной темой для государств Юго-Восточной Азии, и не только для них. Впервые была использована «лазейка» в Договоре о нераспространении ядерного оружия, позволяющая неядерным странам строить атомные подводные лодки. Не добавляют оптимизма экспертному сообществу и планы австралийского премьера Скотта Моррисона по закупке у США крылатых ракет «Томагавк».
Если страны Ассоциации ранее смотрели на Австралию и Новую Зеландию как наиболее дружественный и в чём-то близкий по духу сегмент англосаксонского мира, то сделка по субмаринам создаёт предпосылки к разногласиям уже между Канберрой и Веллингтоном. Кроме того, в АСЕАН убедились, чего стоят заверения участников Quad в заинтересованности поддержания асеаноцентричной архитектуры в Индо-Тихоокеанском регионе.
К слову, ещё во времена второго кабинета Синдзо Абэ Австралия намеревалась закупить субмарины для Королевских ВМС у Японии. Лодки типа «Сорю» (консорциум Мицубиси-Кавасаки) считаются близкими по своим возможностям к атомным подлодкам и оцениваются как одни из наиболее совершенных неатомных субмарин в мире. Сделка тогда сорвалась под давлением австралийского ОПК, настаивающего на высокой степени локализации производства субмарин и, как, утверждают «злые языки», под давлением Пекина, имевшего хорошие позиции в австралийских бизнес-кругах. В ходе открытого тендера австралийцы предпочли французский проект. В Токио тогда негодовали, а теперь и Париж оказался «за бортом». Однако, рассчитывать на то, что австралийцы, например, после смены правительства, откажут и американцам, скорее, не стоит, с «дядей Сэмом» не «забалуешь».
Одобрительные заявления в адрес партнерства, как указывалось выше, прозвучали из Манилы. Министр иностранных дел Филиппин Теодоро Локсин заявил по этому поводу 19 сентября, что «расширение способностей находящегося поблизости союзника к проецированию своей мощи будет способствовать скорее восстановлению и поддержанию баланса, чем дестабилизации». По мнению министра, расширение возможностей Австралии станет важным дополнением к военным возможностям Вашингтона, являющегося союзником Канберры.
Что касается двух других государств, стоявших у истоков создания Ассоциации (Сингапур и Тайланд), то здесь принципиальная позиция, скорее, пока отсутствует. 16 сентября состоялся телефонный между премьер-министром Сингапура Ли Сянь Луном и его австралийским коллегой, в ходе которого, помимо антиковидной повестки, обсуждалось новое партнёрство. Ли Сян Лун «выразил надежду, что AUKUS внесёт конструктивный вклад в региональные мир и стабильность и послужит дополнением к региональной архитектуре.
Для Таиланда проблематика AUKUS является более деликатным вопросом. Дело в том, что в настоящее время Королевские ВМС Тайланда не имеют подводных лодок в своём составе, однако в 2017 г. достигнута договорённость о закупке в Китае дизельной субмарины, сделки по ещё двум лодкам находятся в состоянии неопределённости из-за проблем финансово-экономического характера.
Вьетнам, являющийся одним из ключевых региональных игроков, уклонился от формулирования позиции по AUKUS. Впрочем, нужно признать, в последнее время связи Ханоя с Канберрой, Вашингтоном, Нью-Дели в военной сфере значительно расширились, хотя Ханой и не даёт согласия на использование термина «стратегическое партнёрство» применительно к своим отношениям с США. В последнее время расширяется кооперация по линии оборонных ведомств Вьетнама и Японии, достигнута договорённость о военно-техническом сотрудничестве.
Определённая интрига была связана с реакцией на AUKUS со стороны Камбоджи, сильно ориентированной на экономическую помощь со стороны Китая. «Разъяснительную работу» взяло на себя правительство Австралии.
8 октября состоялся звонок главы внешнеполитического ведомства Австралии Марис Пейн своему камбоджийскому коллеге Праку Сокхону, в ходе которого обсуждались перспективы AUKUS и общий тон беседы, по сообщениям пномпеньских СМИ, был скорее оптимистичным. Приводится, в частности, фраза П. Сокхона о том, что Камбоджа, как страна, десятилетиями страдавшая от войны и разрушений, желает, чтобы регион оставался мирным, стабильным и процветающим, а также ожидает, что AUKUS не станет подпитывать в нём нездоровое соперничество и дальнейшую эскалацию напряжённости. Это благое и дипломатичное пожелание, не более. Но вопрос — зачем создавался AUCUS? – логично подталкивает к ответу, что это «насаждение «порядка, основанного на правилах». Чьих правилах? — гадать не приходится.
Олег Парамонов, к.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО МИД России