«Авиа-крюк» в обход Беларуси выщипает последние перья авиакомпаниям ЕС, России это на руку
Из-за инцидента с самолетом Ryanair в Минске и задержанием белорусского оппозиционера Романа Протасевича Евросоюз ввел воздушную блокаду Беларуси. Вот только кто больше пострадает от этих шагов — Минск или Брюссель. И как эта «выходка» ЕС отразится на России?
Взято из открытых источниковВзято из открытых источников
Начнем с Беларуси. По мнению экспертов санкции ЕС против Минска обернутся для белорусского перевозчика Belavia убытками примерно в $50 млн.
Плюс к этому из-за того, что европейские авиаперевозчики будут облетать воздушное пространство Беларуси, «Белаэронавигация» также потеряет около $40–50 млн.
Кроме того, на 5–10% подорожают билеты для перелета в Турцию, Египет и Грузию, поскольку белорусским авиаперевозчикам придется облетать воздушное пространство Украины.
В 2020 году Belavia перевезла 1,7 млн. человек, в доковидном 2019-ом их было 4,47 млн. Чартерными рейсами из Беларуси воспользовались 479 тыс. туристов, более 80% из них слетали на курорты Египта и Турции. Как не крути, белорусских авиаперевозчиков ждут немалые убытки.
Но если в Брюсселе, вводя воздушную блокаду Минска, потирают руки, предвкушая победу, то это они делают совершенно напрасно. Для изменения маршрутов, чтобы они шли в облёт воздушного пространства Беларуси, полетное время каждого рейса увеличится как минимум на полчаса.
Это обстоятельство вызовет дополнительные затраты на авиатопливо, что неизбежно отразится на стоимости авиабилетов. По самым скромным оценкам затраты на топливо на час полёта узкофюзеляжного лайнера составляют примерно $2,5 тыс., а широкофюзеляжного — $5÷20 тыс. (в зависимости от установленных двигателей).
То есть отказ от белорусского маршрута будет стоить европейским авиаперевозчикам от $1,2 тыс. до $10 тыс. за каждый такой рейс. Дополнительными затратами на авиационный керосин их проблемы не ограничатся.
Определенное количество авиапассажиров, скорее всего, будет пересматривать свои предпочтения в пользу неевропейских авиаперевозчиков не только из-за возросшей стоимости билета, но и
из-за выпадающего транзита.
Прежде всего, это затронет тех, кто делает перелёты из Европы по азиатскому направлению. Для этих пассажиров экономия возникает только при умелой стыковке разных дешёвых рейсов. Основной спрос на такого рода стыковки возникает на дальнемагистральных перелётах между Европой и Юго-Восточной Азией.
Пока никакой информации, что Евросоюз будет возмещать своим авиаперевозчикам эти дополнительные затраты из-за политического демарша нет.
По оценке международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) финансовые потери европейских авиакомпаний в 2020 году составили не меньше $22 млрд. Под угрозой закрытия в настоящий момент находятся не менее двух сотен европейских аэропортов, которые фактически «разорены дотла»
Значительного улучшения ситуации (то есть возврата к уровням авиаперевозок 2019 года), по оценкам экспертов IATA можно ожидать не ранее 2024-2025 годов. Получается пандемия «подрубила» ей одно крыло, а собственные чиновники второе?
Ну и, наконец, как все это может отразиться на России? Москва не будет ограничивать авиасообщение и транзит через Беларусь.
При сокращении авиапотока через белорусское воздушное пространство как можно больше обходных маршрутов европейских авиаперевозчиков неминуемо будет проходить через территорию России, за которые иностранные компании будут вынуждены нам заплатить.
В сложившейся ситуации главные проблемы России могут создать те европейские страны, которые будут препятствовать пролету российских лайнеров, если они в ходе выполнения маршрута пересекали воздушное пространство Минска. Пока такие намерения собираются осуществлять Литва и Франция.
Если это станет массовым явлением, то у России есть серьезный аргумент для приведения в чувства своих европейских «партнеров». Практически все маршруты европейских авиаперевозчиков в азиатский регион проходят через наше воздушное пространство — что будет, если и Россия начнет следовать подобной стратегии?
Кроме того, запрет ряда европейских стран на полёты своих авиакомпаний через воздушное пространство Минска может осложнить ситуацию для некоторых российских туристов, желающих дешевле добраться в Европу. К сожалению, в такой ситуации всех издержек избежать не удастся.
При этом, чем больший «крюк» сделают европейские авиаперевозчики, минуя воздушное пространство Беларуси, тем больше они «сожгут» авиакеросина, который им потом придется закупать сами понимаете у кого. Поэтому данный политический демарш Брюсселя России на руку.
Минску придется потерпеть. Россия братское союзное государство в беде не оставит, в этом Евросоюз может не сомневаться.