Автомобили стали роскошью: почему ремонт машин стремительно дорожает
Знакомая картина? Вы приезжаете в сервис с казалось бы небольшой проблемой, а счёт за работу оказывается неприятным сюрпризом. Цены на авторемонт в России действительно резко пошли вверх – эксперты фиксируют рост до 30%. Почему обслуживание машины превращается в дорогое удовольствие, и оправдано ли такое подорожание, объяснил автоэксперт Дмитрий Попов.
Корень проблемы, по мнению специалиста, лежит не в самих сервисах, а в макроэкономической ситуации и её влиянии на автомобильный рынок. Ключевым триггером стало резкое сокращение продаж новых автомобилей. Виной тому – значительное повышение ставки рефинансирования Центробанком, которое сделало автокредитование для многих потенциальных покупателей неподъёмным.
«Когда спрос на новые машины снизился, дилерские центры – а именно они обеспечивают основной поток клиентов для авторизованных сервисов – столкнулись с уменьшением числа обращений по гарантийному и постгарантийному обслуживанию», — пояснил Дмитрий Попов.
Эксперт подчеркивает важный нюанс бизнес-модели дилеров: их основная прибыль формируется не столько от первоначальной продажи автомобиля, сколько от его последующего обслуживания на протяжении всего срока эксплуатации. Массовая потеря клиентского потока из-за просевшего рынка новых авто поставила сервисные центры перед жёсткой необходимостью компенсировать выпадающие доходы.
«Массовая потеря клиентов вынудила сервисы искать способы компенсировать снижение доходов, и самым очевидным решением стало повышение цен на работы», — добавил спикер.
Автовладельцы всё чаще сталкиваются с ситуацией, когда даже относительно простые операции оцениваются в суммы, кажущиеся неадекватными. Классический пример, приведённый Поповым: снятие и установка защиты картера. Многие полагают, что такая работа должна стоить символические 150–200 рублей. Однако в реальности её цена в официальном сервисе легко может достигать нескольких тысяч рублей.
Почему так происходит? Ответ кроется в высокой фиксированной нагрузке сервисов.
«Это связано с особенностями структуры расходов официальных сервисов: они не могут массово сокращать штат и простаивать «через день». Для нормальной работы сервису необходимы мастера широкого профиля – от механиков и электриков до специалистов по развал-схождению. Удержание этих кадров требует стабильной заработной платы, а при сокращении потока клиентов приходится перекладывать издержки на потребителя», — пояснил автоэксперт.
Проще говоря, сервис должен содержать штат квалифицированных специалистов и обеспечивать их работой постоянно, даже если поток клиентов уменьшился. Фиксированные расходы на аренду, оборудование, зарплаты и запчасти никуда не деваются. Когда машин на обслуживании становится меньше, стоимость ремонта каждой отдельно взятой машины неизбежно возрастает, чтобы покрыть общие издержки.
Ждать ли облегчения в ближайшее время? Прогнозы эксперта неутешительны. Недавнее снижение ключевой ставки Центробанком на два процентных пункта, теоретически способное немного оживить автокредитование, вряд ли кардинально изменит ситуацию.
Дмитрий Попов считает, что это даст лишь временный эффект. Даже если продажи новых автомобилей немного вырастут, возврата к прежним докризисным объёмам ожидать не приходится. Соответственно, и цены на услуги автосервисов в обозримом будущем снижаться не будут.
Экономическая реальность такова: отрасль в целом ориентирована на постепенное повышение цен. В условиях сохраняющейся инфляции и высоких постоянных издержек сервисы просто вынуждены держать тарифы на уровне, который гарантирует им хотя бы минимальную рентабельность и выживание.
Особенно сложный период ожидает официальные дилерские сервисы. Маржинальность их услуг ограничена, а бесконечно повышать цены невозможно – наступит момент, когда клиенты просто откажутся от их услуг в пользу более дешёвых независимых сервисов. Это ставит их перед сложным выбором.
Возможным выходом из ситуации Попов видит заморозку или даже снижение заработной платы сотрудников. Однако это палка о двух концах: такое решение может негативно сказаться на мотивации персонала и, как следствие, на качестве предоставляемых услуг, что в долгосрочной перспективе также отпугнёт клиентов.
Таким образом, эпоха доступного обслуживания у официальных дилеров, судя по всему, подходит к концу. Автовладельцам придётся привыкать к новым реалиям: автомобиль, особенно новый и обслуживаемый «у дилера», становится предметом всё большей роскоши не только в момент покупки, но и на протяжении всего срока владения.